Линки доступности

В Израиле сохраняется перспектива продвижения мирного процесса


Как нынешняя болезнь премьер-министра Израиля Ариэля Шарона может повлиять на израильскую внутреннюю и внешнюю политику? На этот вопрос по просьбе Русской службы «Голоса Америки» отвечает президент вашингтонского Института по изучению Ближнего Востока (Middle East Institute) Эдвард Уокер.

Люсьен Фикс: Израильская политика, архитектором и строителем которой в последние годы был премьер-министр Ариэль Шарон, переживает период смятения после случившегося с Шароном обширного инсульта. Трансформация Шарона из ястреба в прагматики предоставила Ближнему Востоку шанс вернуться к мирным переговорам с палестинцами после продолжавшегося пять лет кровопролития. Как вам представляется израильско-палестинский мирный процесс после завершения эры Шарона в политике?

Эдвард Уокер: Трагедия с Шароном, безусловно, имеет серьезные последствия. Было бы гораздо лучше, если бы он мог продолжать следовать выработанной им линии. Но израильская политика имеет запас жизненных сил. Что касается Израиля, я полагаю, что сохраняется перспектива продвижения вперед мирного процесса, на который надеются Ариэль Шарон и президент Буш. Вопрос, который интересует меня и многих других, – как поведут себя палестинцы.

Л.Ф.: Если не возражаете, мне хотелось бы продолжить вопрос о будущем партии «Кадима» после ухода Шарона из политики. В ноябре прошлого года он вышел из состава партии «Ликуд», придерживающейся жесткой линии, и основал новую, центристскую партию. Шарон привлек на свою сторону известных политических деятелей «Ликуда», в том числе вице-премьера и министра финансов Эхуда Ольмерта, а также верного последователя политики Партии труда бывшего премьер-министра Шимона Переса. Какие шансы, по вашему мнению, имеет «Кадима» на выборах 28 марта без Шарона?

Э.У.: Ни у кого не вызывает сомнений, что Шарон был и остается доминирующим фактором в политической жизни Израиля. Его влияние будет ощущаться еще долгое время. Пока мы не знаем, что ему готовит судьба. Но совершенно ясно, что его политический курс оказывает огромное внимание на людей. Сразу после трагедии с Шароном его заместитель Эхуд Ольмерт заявил, что будет следовать в направлении, выбранном Шароном. Таково в настоящее время желание большинства израильтян. Но израильская политика, как вам известно, очень неустойчива. До выборов остается около ста дней, и за это время многое может произойти. Многое будет зависеть от того, как Ольмерт будет справляться с ситуацией, будь то нападения террористов, отношения с США, подход к экономике и так далее. В предстоящий период все эти факторы подвергнутся обсуждению израильтянами в мельчайших деталях.

Л.Ф.: После трудного начала Ариэлю Шарону и президенту Бушу все же удалось установить тесные связи. Шарон неоднократно посещал Белый Дом. Президент Буш приветствовал решение Шарона оставить сектор Газа и поддержал его жесткую политику в отношении палестинцев, требуя вместе с Шароном, чтобы палестинское руководство приняло меры к прекращению насилия против Израиля. Президент Буш назвал Шарона «мужественным человеком и сторонником мира». Как вам видится развитие американо-израильских отношений после ухода Шарона с политической сцены?

Э.У.: «Американо-израильские отношения имеют прочную основу и не зависят от отдельных личностей, и они будут оставаться таковыми. Бывали времена, когда американские президенты выражали свое несогласие с действиями некоторых премьер-министров. Я полагаю, что так будет и в дальнейшем, от случая к случаю. Но это не нарушит наши отношения. Все будет зависеть от того, какие связи новый израильский премьер-министр наладит с американским президентом после выборов в Израиле. Несомненно, однако, что должно пройти некоторое время, прежде чем наш президент обретет такую же уверенность в новом израильском премьере, какая была у него в отношениях с Шароном. У меня нет сомнений, что такие отношения могут быть установлены.

XS
SM
MD
LG