Человек с бритвой. Новогодняя «газовая война» заставила западных обозревателей задуматься над эволюцией характера президента России. Корреспондент еженедельника «Ньюсуик» Майкл Майер в этой связи вспоминает, как Путин в одном давнем интервью сказал, что власть – обоюдоострое оружие, и сравнил ее с бритвой в руках пьяного: если пользоваться ею неуклюже, поранишься. Майер считает, что в последнее время Путин сам выступает в роли пьяного – и обливается кровью. Кризис на Украине – лишь новая рана, которую он нанес сам себе в числе других, от топорного захвата нефтяной компании ЮКОС до прошлогоднего вмешательства в киевскую «оранжевую революцию».
«На первый взгляд это представляется загадкой, – отмечает автор статьи. – Российский президент может вызывать симпатию или отвращение, но его никак не назовешь глупым. Почему же так часто все у него идет наперекосяк? Объяснение кроется в характере его режима – саморазрушительном сочетании высокомерия с паранойей, силы со слабостью».
Как сказал в беседе с Майером московский политический обозреватель Павел Фельгенгауэр, в «кремлевском курятнике» царят паранойя и изоляционизм. Путин, окруженный мастерами пропаганды, в полной мере не доверяет никому, идет ли речь о мотивах или об информации, которую они ему поставляют. И он тянет с принятием решений до тех пор, пока события его к этому не вынуждают, и часто реагирует неадекватно. Результат нередко оказывается вариацией на украинскую тему – кошмарной цепью непредвиденных и некрасивых последствий».
Правомерность мнения его российского коллеги, пишет Майер, доказывают кризисы с заложниками в Беслане и московском театральном центре. Еще больший кризис, по мнению автора статьи, назревает на юге. Путин и его люди уже много лет предаются фантазиям о том, что проблема Чечни есть дело рук немногочисленных исламских «террористов», которых рано или поздно удастся разгромить военной силой. В действительности, считает Майер, в Чечне полыхает гражданская война, чеченцы охотятся на своих соплеменников под руководством кремлевского сатрапа Рамзана Кадырова с его армией наемников, специализирующихся на похищениях людей, вымогательствах и убийствах.
«Опасаясь выступлений исламистов в других частях региона, – пишет американский журналист, – Москва борется со всем населением, закрывая мечети и арестовывая сотни (если не тысячи) подозреваемых, закрывая глаза на коррупцию и злоупотребления местных спецслужб. Но результатом является лишь дальнейшее отчуждение населения, что на руку экстремистам, и распространение войны на весь Северный Кавказ».
В заключение своей статьи в еженедельнике «Ньюсуик» Майкл Майер возвращается к интервью, которое Путин дал в свое время его журналу: Он тогда назвал себя «очень осторожным, очень осмотрительным политиком». «Такой он и есть, – резюмирует Майер, – за исключением случаев, когда он не такой».
Накачанный нефтью Путин идет в атаку. Корреспондент газеты «Уолл-стрит джорнэл» Фредерик Кемп считает, что за недавним российско-украинским спором о ценах на газ мир почти не заметил того, что имеет куда большее значение: «Путин, – пишет он, – шаг за шагом создающий на обломках советской ядерной державы российскую энергетическую империю, все более склонен поигрывать мускулами. Он усилил контроль над отечественными энергетическими компаниями, установил налоги, позволяющие максимизировать прибыль, которую государству дают высокие цены на нефть, и стремится контролировать трубопроводы региона».
«Сегодня Россия черпает свою силу не из боеголовок ядерных ракет, а из трубы с нефтью», – сказал автору статьи Дэниел Ергин, председатель Кембриджской Ассоциации энергетических исследований. Шок прошлой недели, по мнению Ергина, может послужить предупредительным выстрелом в сторону тех стран, которые, по мнению Путина, недостаточно уважают Россию. В силу этого путинская Россия ставит перед Западом дилемму. Ему нужны энергоресурсы России и ее поддержка по широкому кругу проблем – от ядерных амбиций Ирана до борьбы с глобальным терроризмом.
«Однако Запад должен защитить демократические завоевания региона и найти способ противодействия антидемократическим устремлениям Путина, результатом которых стало недавнее принятие закона, фактически ликвидирующего независимые неправительственные институты. В противном случае Западу придется иметь дело со все более уверенным в себе Путиным, который будет отстаивать идею «управляемой демократии» в России и требовать для себя более значительной роли в решении международных и региональных вопросов», - заключает Фредерик Кемп в газете «Уолл-стрит джорнэл».
Ближе к выборам Кремль начнет давить на Ющенко. Интернет-издание «Блумберг» считает, что президент Путин попытается повлиять на исход парламентских выборов в Украине. «Самая грязная часть игры еще впереди», – сказал авторам редакционного комментария Райнер Линднер, глава департамента Восточной Европы Фонда науки и политики в Берлине.
Аналогичного мнения придерживается и Ариэль Коэн, старший научный сотрудник исследовательского фонда «Наследие» в Вашингтоне. Путин, по его мнению, может в последний момент организовать конфронтацию с Ющенко, чтобы подчеркнуть, чем рискуют украинские избиратели, если они слишком далеко отойдут от России.
Украинские и российские аналитики говорят, что выборы 26 марта будут иметь крайне важное значение для вопроса о том, куда будет ориентироваться Украина: на Восток или на Запад. «Политика Кремля заключается в том, чтобы широко забросить свою сеть и поддержать всех тех, кто выступает за более тесные связи с Россией, – сказал в интервью изданию «Блумберг» директор киевского Центра социальных исследований Андрей Ермолаев. – В 2004 году Кремль не скрывал своих симпатий. На этот раз он действует более тонко и гибко».
Обзор подготовила Инна Озовская.