Линки доступности

«Ущерб, который Россия нанесла себе своими собственными руками»


«Попытки России говорить с Украиной посредством ультиматума завершились полным фиаско», – заявил министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк. Жесткая реакция на прекращение подачи Россией газа Украине и резкое сокращение подачи газа западным и восточно-европейским странам в начале года вынудила Россию пойти на попятную.

Ситуацию с «газовой войной» по просьбе Русской службы «Голоса Америки» комментирует главный редактор журнала Московского центра Карнеги «Pro et Contra» Маша Липман.

Люсьен Фикс: Россия и Украина в среду завершили «газовую войну» соглашением, которое газета «Уолл-стрит джорнэл» назвала «потемкинским компромиссом». Вы согласны с таким сравнением?

Маша Липман: Это действительно смешное выражение. Хотелось бы узнать, что, собственно говоря, имеется в виду. Я думаю, что несомненно одно: конфликт, который серьезно углублялся в конце года и в первые дни нового года, разрешился довольно быстро и главным образом успокоил (по крайней мере на данный момент) европейских потребителей российского газа. Я думаю, что скорость, с которой этот конфликт удалось разрешить, во многом объясняется тем, что свою тревогу и озабоченность выразили страны Европы, как Западной, так и Восточной, – те страны, в которые поступает российский газ по территории Украины.

Л.Ф.: Согласно этому соглашению, Россия получит примерно на миллиард долларов в год больше. Но, как можно полагать, Кремль дорого заплатит своей репутацией, которую трудно оценить в рублях или долларах…

М.Л.: Это, несомненно, верно. И мне кажется, что это самый главный и довольно печальный итог для той игры, которую Россия затеяла, потребовав с Украины невероятно высокую цену, более чем вчетверо превосходящую ту, которую Украина платила за российский газ.

Мне кажется, что в этом конфликте смешались две совершенно разные цели. Одна цель – стремление отомстить за то унижение, которое понесла Россия в конце 2004 года, когда, грубо вмешавшись в президентскую кампанию на Украине, Россия потерпела унизительное поражение. Это было поражение для России в целом и для президента Путина лично, поскольку он принял личное участие в этой кампании на стороне Януковича. Я думаю, что это лично пережитое унижение не в последнюю очередь может объяснить то, каким образом развивался конфликт с Украиной.

Между тем, наряду с этой относительно мелкой задачей – отомстить Украине и попытаться еще раз сыграть теперь уже на парламентской кампании, которая предстоит Украине в марте, и попытаться изменить расклад политических сил на Украине в большей мере в российскую пользу, эта цель вышла на первый план по сравнению с целью несопоставимо более существенной для России, а именно: российской репутацией в мире, российской репутацией как надежного поставщика энергетических ресурсов, России как поднимающейся важной или даже великой энергетической державы, и чуть-чуть, в мелком масштабе, – и как председателя «Большой восьмерки» на этот год. Ведь сама Россия заявила, что проблема энергетической безопасности – это главный пункт повести дня «восьмерки» на этот год.

Поразительно то, что в самые первые дни года первые чрезвычайные обстоятельства, коснувшиеся многих стран, оказалось связанными с энергетической озабоченностью, с энергетической тревогой, виновником которой оказалась Россия. Можно говорить также и об Украине, но, разумеется, с России тут больший спрос – потому, что она председатель «Большой восьмерки», и потому, что она заявила, что энергетическая безопасность – это главный приоритет, и потому, что Россия сильнее, и потому, что Россия поставщик, и потому, что она, в конце концов, перекрыла все вентили, что и вызвало, в конце концов, недовольство европейских стран.

Л.Ф.: Как, по вашему мнению, должны вести себя члены «Большой восьмерки» в период до предстоящего саммита в Санкт-Петербурге по отношению к России как председателю этого эксклюзивного клуба ведущих промышленно развитых демократических стран мира? Должны ли они закрыть глаза на кризис, вызванный Россией в самом начале ее председательства?

М.Л.: Я не советчик странам «Большой восьмерки». Я думаю, что едва ли страны «Большой восьмерки» станут попрекать Россию этим кризисом. Кризис разрешен, он оставлен в прошлом. Я полагаю, что страны сделают свои выводы. И это не предположение: заявлений было сделано довольно много в последнее время, заявлений в высшей степени делового характера, не эмоциональных, не обвиняющих никого ни в чем, а просто выражающих сомнение в надежности России и заявляющих о планах диверсификации в будущем источников энергии для европейских стран. Подобное заявление было сделано высокими должностными лицами Германии и Франции. Я не знаю, приведет ли это в конце концов действительно к тому, что российские поставки придется сократить, потому что страны будут в большей мере полагаться на поставки из других стран, но такая вероятность существует, и это существенная причина для беспокойства в самой России.

Это тот ущерб, который Россия нанесла себе своими собственными руками. Позиции России казались превосходными: Россия располагает огромными ресурсами стратегического сырья. Россия уже имеет договоренности, контракты цен на исключительно выгодном для России уровне. Но действия России заставят страны сомневаться в ее надежности как партнера. Это действительно шаг, направленный на нанесение ущерба самому себе.

Л.Ф.: Большое спасибо.

XS
SM
MD
LG