Международный «Комитет защиты журналистов» выразил глубокую озабоченность в связи с законопроектом, предусматривающим усиление госконтроля за неправительственными организациями. В письме на имя президента России Владимира Путина подчеркивается, что документ может быть впрямую использован против тех, кто критикует политику властей и содействует развитию демократии в стране. Авторы письма призвали президента не подписывать законопроект.
«Голос Америки» связался по телефону с исполнительным директором «Комитета защиты журналистов» Алексом Луписом и попросил его ответить на несколько вопросов.
Инна Озовская:
Господин Лупис, против законопроекта о неправительственных организациях выступали уже многие, доказывая, что появление такого закона практически положит конец надеждам на создание гражданского общества в России. А, с точки зрения вашего комитета, основная цель которого – защита журналистов, в чем наибольшая опасность такого закона?
Алекс Лупис
Наша организация протестовала против этого законопроекта потому, что он может оказать огромное влияние на свободу прессы в России. Во-первых, нам кажется, что одна из целей этого законопроекта – влиять на работу средств массовой информации в России. Сам замминистра иностранных дел России Александр Яковенко сделал заявление первого декабря, что МИДу не нравится, что иностранная пресса и российская пресса очень часто цитирует неправительственные организации в России, которые критикуют Кремль, и что эти организации финансирует Запад, и что они не отражают общественное мнение России. В общем, МИД считает, что все это надо изменить. Поэтому нам кажется, что одна из целей этого законопроекта – уменьшить критику со стороны неправительственных организаций.
И.О.:
Это очень интересная зависимость. Ведь напрямую пресса в этом законопроекте не упоминается.
А.Л.:
Да, не упоминается. Причем, следует учитывать, что государственные органы в России очень редко дают прессе информацию о разного рода своей деятельности, так что пресса очень зависима от информации, получаемой от неправительственных организаций относительно того, что происходит в стране. Пресс-службы министерств такую информацию журналистам не сообщают. Важно также подчеркнуть, что есть много неправительственных организаций, которые поддерживают прессу, как, например, Фонд «Гласность», Центр экстремальной журналистики, документирующий нападение на журналистов, а есть неправительственные организации, которые формулируют информационную политику, инициируют новые законы, отражают интересы владельцев СМИ в регионах и Москве… Таким образом, этот законопроект может непосредственно повлиять на работу неправительственных организаций, которые сотрудничают с прессой, и опосредованно уменьшить количество информации, используемой иностранными и российскими СМИ.
И.О.:
В вашем письме вы указываете на аналогичные законопроекту меры, уже введенные в Узбекистане, и говорите, что, если законопроект будет принят, Россия может пойти в этом отношении по узбекскому пути. Вы действительно считаете возможным введение в России такого жесткого авторитарного режима, такого полного подавления свободы слова как в Узбекистане?
А.Л.:
Мы не говорим, что в России будет то же самое, что и в Узбекистане. Но, когда анализируешь законопроект о неправительственных организациях, понимаешь, что он сделает Россию еще более далекой от международных стандартов гражданских свобод и переместит ее еще ближе к центрально-азиатским диктатурам, подобным Узбекистану. Но я не думаю, что Россия станет точным подобием Узбекистана.
И.О.:
То есть, Россия сделает, по крайней мере, шаг по направлению к Узбекистану как к модели политического устройства.
А.Л.:
Да-да, именно шаг.
И.О.:
Каковы перспективы того, что ваше письмо Путину, равно как и другие выступления против законопроекта, повлияют на решение о принятии закона, касающегося неправительственных организаций?
А.Л.:
Об этом трудно судить. Мы надеемся, что как-то это повлияет. Но этот законопроект так быстро прошел через Думу и Совет Федерации, и, к сожалению, они не дали самим неправительственным организациям высказать свое мнение о нем. Так что, мы думаем, что президент Путин и его партия не очень-то обеспокоены перспективами неправительственных организаций.
И.О.:
Если законопроект станет законом, изменится ли работа вашего «Комитета защиты журналистов»?
А.Л.:
Возможно. Хотя мы находимся в Нью-Йорке, но мы тесно контактируем с такими организациями как Центр экстремальной журналистики и фонд «Гласность», которые являются экспертами по проблеме свободы слова и хорошо понимают положение СМИ в России. Так что, если Кремль будет закрывать неправительственные организации, то это очень повлияет на отношение Запада к России, которая не заинтересована иметь у себя гражданское общество.