Слово «демократия» уже давно прочно утвердилось в лексике политических деятелей. А какова его судьба в академическом мире? Какие проблемы теории и практики демократии волнуют ученых на Западе? За разъяснением «Голос Америки» обратился к видному американскому политологу профессору Йельского университета Иану Шапиро.
Профессор Шапиро выделил четыре широких круга вопросов, которые занимают сегодня политологов, работающих над демократической проблематикой:
«Первый круг вопросов – это вызовы демократическим институтам в эпоху борьбы с терроризмом. Политологи, вкупе с правоведами, активно включились в дискуссии вокруг соответствующих законов, принимаемых по обе стороны Атлантики. Речь идет о том, как примирить широкие гражданские свободы, ставшие привычными на Западе, с посягательством органов исполнительной власти на часть этих свобод во имя безопасности общества. Оппозиция этим посягательствам такова, что в Англии, например, правительство не смогло убедить парламент продлить срок административного задержания лиц, подозреваемых в терроризме, даже до девяноста дней. Во Франции, однако, в отличие от англосаксонских стран, накал страстей по этой проблематике не так силен, хотя, учитывая трудности, с которыми столкнулось французское общество, все должно было быть наоборот».
Вторая тема в теории демократии, мода на которую держится, по словам профессора Шапиро, уже несколько десятилетий, это коллизия демократических идеалов с социально-экономическим неравенством. В XIX веке, когда в Европе шли острые споры о расширении избирательного права, адепты статус-кво утверждали, что это приведет к социальному взрыву, поскольку в обществе с сильным имущественным расслоением бедные через парламент начнут перераспределять национальное богатство в свою пользу. Вопреки ожиданиям, этого не произошло: исследования не выявили какой-либо устойчивой зависимости между демократизацией общества и сокращением материального неравенства.
Верно ли это только в отношении стран с длительной демократической традицией или равным образом и новых демократий?
«В 94 году, когда Африканский национальный конгресс пришел к власти в ЮАР, страна, по значению коэффициента Джини, измеряющего меру неравенства доходов, делила первое-второе место в мире с Бразилией, - отвечает Иан Шапиро. - Спустя десять лет значение этого коэффициента только возросло. Консенсус поэтому на сегодня следующий: да, перераспределение доходов в демократиях действительно происходит постоянно, но в каком направлении – вопрос открытый, и это парадоксально. Любопытно понять, в чем причина этого».
Третий круг вопросов, волнующих ученых, занимающихся теорией демократии, это усилившийся в эпоху глобализации конфликт между правами большинства и правами различных религиозно-этнических меньшинств.
«Мы наблюдаем стремительный рост всякого рода религиозных и этнических сообществ, чья деятельность не равнопротяженна в пространстве отдельным суверенным государствам, - продолжает эксперт. - Так, набирает обороты национализм курдов, проживающих в сопредельных Турции, Сирии и Иране. Баски претендуют на территории Испании и Франции. С другой стороны, квебекцы хотят отделиться от Канады. Встает вопрос: как следует демократиям откликаться на вызовы транснациональных, в первую очередь – исламских и субнациональных движений?».
И последняя модная тема в области теории демократии – это как демократическим правительствам, которые, в принципе, отвечают только перед своим электоратом, следует реагировать на природные явления глобального свойства – например, потепление климата – которые задевают огромное количество людей, их не избиравших.
В заключение Иан Шапиро рассказал, что в январе в России выйдет перевод сборника, составленного им совместно с патриархом американской политологии, тоже профессором Йеля Робертом Далем, который называется «Демократия: антология». Сборник содержит выдержки примерно из восьмидесяти статей, отражающих современное состояние исследований в разных областях теории демократии.