Линки доступности

Новости Голливуда: «Оружейный барон»


В одном давнем вестерне под названием «Золотая пуля» вышепоименованное конусообразное изделие, предназначенное для убийства людей, существовало в одном экземпляре, было действительно отлито из золота и должно было лишить жизни настоящего кинематографического злодея. В недавно прошедшем по американским экранам без особого кассового успеха фильме «Оружейный барон» («Lord of War») пули являются золотыми лишь в переносном смысле. Они обогащают тех, кто их производит и продает. Один из тех, кто продает, и является главным героем картины – оружейным бароном (по аналогии с наркобароном).

Оружие - один из сильнейших «наркотиков» всех времен и народов. И коль скоро люди не перестают и никогда не перестанут убивать друг друга в ходе войн, революций и переворотов, то оружие будет производиться и продаваться. Торговля оружием – одно из самых лицемерных занятий отдельных лиц и целых государств. Цифры продаж оружия стыдливо замалчиваются статистическими управлениями стран-торговцев, а частные «оружейные бароны» стараются не афишировать свою деятельность, хотя некоторые наиболее успешные стали частью высшего общества вполне цивилизованных стран.

В последнее время среди имен торговцев оружием появились и русскозвучащие, но они почему-то всегда окружены негативной аурой – в отличие от некоторой романтизации их англосаксонских или арабских собратьев по профессии. Возможно, именно этот новый материал и дал одаренному английскому сценаристу и режиссеру Эндрю Никколу («Гаттака») идею сделать своего оружейного барона «лицом славянской национальности».

Я здесь иронизирую, конечно, поскольку титульный барон Юрий Орлов – никакой, конечно, не барон, а бедный иммигрант из бывшей советской Украины. Его семья для выезда из СССР прикинулась выездной по тем временам еврейской, да так до сих пор и держит еврейский ресторанчик на Брайтоне в Нью-Йорке.

Поскольку фильм постоянно забредает на территорию «черной» комедии, то режиссер (он же и автор сценария), видимо, решил, что псевдоеврейство героя и его семьи имеет юмористический эффект. Но позволю себе предположить, что, сделав главного героя украинцем, русским, евреем (нужное подчеркнуть), Никкол совершил стратегическую ошибку. Даже оскароносец Николас Кейдж в роли Юрия Орлова не может вытащить картину из ограничивающих ее диапазон этнических рамок. Будь персонаж назван, скажем, Джордж Иглсон (английский эквивалент Орлова), зритель был бы больше озабочен его судьбой и его моральными проблемами. Поверьте мне!

Да и оружие в фильме подчеркнуто советское, читай – русское, хотя получает его Юрий от коррумпированного дядюшки, ныне украинского генерала.

Великолепно в техническом плане снята начальная сцена фильма, показывающая нам, как произведенная на каком-то бывшем советском заводе совсем не золотая на вид пуля проходит путь от заводского автомата до автомата Калашникова в руках африканского головореза. И как эта пуля прошивает голову негритянского мальчишки. За эти минуты нам столько раз показывают красные звезды и серп с молотом, что западный зритель буквально на уровне подсознания примет идею о том, что во всем опять виноваты эти русские.

Хотя если быть формально точным, либерально настроенный автор также намекает (но куда тоньше и куда менее понятно) на то, что если Юрий Орлов и торгует советским оружием, то его потоками управляют «плохие ребята» где-то в верхних эшелонах американской власти. Там и сям мелькнет пентагоновский мундир, а в критическую для Юрия минуту его спасут от американской тюрьмы высокие американские погоны.

Поскольку Николас Кейдж специализируется на ролях людей, которые грешат, но при этом мучаются, здесь ему также достается эта нелегкая доля. Юрий, от лица которого доверительно, прямо в камеру часто и ведется повествование, – человек по природе неплохой. Он даже не слишком симпатизирует африканским царькам и мелким диктаторам, которым продает свой ходовой товар (кстати, хотя золотых пуль в фильме нет, но есть позолоченные автоматы Калашникова – намек на любимое оружие сыновей Саддама Хусейна).

Юрий, как написали бы ему в советской характеристике, хороший семьянин. Он любит свою жену-супермодель Аву Фонтейн (Бриджит Мойнихен) и своего ребенка. Он делает своим партнером по прибыльному бизнесу брата Виталия (Джаред Лето), который совсем не подходит для такой работы и предпочел бы варить гуляш в семейном ресторане. Но семейная сторона в картине наиболее скучная и лишает фильм заданного темпа.

У фильма были задатки стать неординарным произведением для экрана. Но его автор, похоже, забыл заповедь, вынесенную в рекламный слоган картины: «Первое правило торговца оружием – не будь подстрелен из своего же собственного товара».

Именно это и случилось с режиссером Эндрю Никколом.

XS
SM
MD
LG