Линки доступности

Политический процесс в Ираке<BR>Мнения экспертов


Администрация президента Буша хочет, чтобы иракские политики незамедлительно приступили к формированию нового, постоянного правительства сразу после того, как будут подсчитаны поданные на последних выборах бюллетени избирателей.

Но некоторые эксперты по Ближнему Востоку считают, что исторически сложившиеся этнические разделения в Ираке настолько укоренены, что потребуется много времени для выработки необходимых компромиссов на пути к формированию нового правительства.

Джордж Буш оптимистически настроен по поводу будущего Ирака после того, как десять миллионов избирателей приняли участие в выборах нового парламента. По его словам, важно продолжить начавшийся политический процесс: «Мы обязаны помочь политикам в Ираке как можно быстрее сформировать новое правительство. Мы просим их после подсчета бюллетеней избирателей собрать политические партии и сформировать правительство».

Президент Буш отмечает, что насилие в стране будет продолжаться, но недавние выборы знаменуют собой начало конституционной демократии в центре Ближнего Востока, и это критически важно для успешного исхода войны против террора.

Джеймс Филлипс, специалист по Ближнему Востоку при Фонде «Наследие» в Вашингтоне, согласен с оценкой президента, что стабильный Ирак входит в интересы Америки: «С точки зрения Соединенных Штатов важно, чтобы Ирак стал надежным союзником в войне против терроризма, а не прибежищем для террористов».

После того, как завершится подсчет голосов, 275 депутатов нового иракского парламента начнут сложный процесс межпартийных переговоров на предмет формирования нового правительства. Но для того, чтобы избрать президента и премьер-министра, суннитским, шиитским и курдским парламентариям нужно преодолеть исторически сложившееся противостояние.

По мнению Джеймса Филлипса, чтобы разрешить вопросы, стоящие на повестке дня, потребуется немало времени: «Это будет длительным и сложным процессом, и не следует судить о будущем устройстве Ирака по результатам последних выборов. В конечном счете, не так важна сама раскладка сил в парламенте, сколько результат работы коалиций, которые формируют новое правительство».

Сунниты бойкотировали январские выборы, но на последних выборах они участвовали в массовом порядке.

Фиб Мар, старший научный сотрудник Института мира замечает, что сунниты, которые при Саддаме Хуссейне пользовались привилегированным положением, будут весьма озабочены соотношением сил в новом правительстве. Он считает, что первостепенным вопросом будет распределение доходов от продажи нефти: «В новой конституции Ирака почти ничего не говорится о том, кто будет распоряжаться запасами нефти – федеральный центр, курды на Севере, шииты на Юге? А что останется суннитам?».

Соединенные Штаты надеются, что участие в новом правительстве суннитов, которые больше всех других группировок в Ираке поддерживают повстанческое движение в стране, приведет к политической коалиции, которой удастся остановить ежедневные акты насилия.

Кеннет Кацман, специалист по Ближнему Востоку при Службе исследований Конгресса США утверждает, что заметное сокращение насилия будет самым верным показателем того, что политический процесс в Ираке на правильных рельсах: «Все решится на поле битвы. Никакие выборы, никакие лозунги или переговоры не помогут, пока мы не убедимся, что повстанческое движение идет на убыль».

Ожидается, что окончательные результаты парламентских выборов станут известны в начале нового года, и переговоры об избрании высших должностных лиц в иракском правительстве начнутся вскоре после начала работы нового парламента в Багдаде.

XS
SM
MD
LG