В среду 30 ноября американская Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе, иначе называемая Хельсинкская комиссия, обнародовала письмо направленное 18 ноября спикеру российской Думы по поводу предложенного законопроекта о перерегистрации неправительственных организаций государственной комиссией.
«Голос Америки» обратился к члену Комиссии, конгрессмену Бенджамину Кордину с просьбой поделиться своими мыслями по поводу развивающихся событий.
Инна Озовская:
Президент Путин предложил пакет поправок к законопроекту об НПО. Вам известно об их содержании?
Бенджамин Кордин:
Да, я знаю, что он хочет внести определенные изменения в законопроект. Но, с нашей точки зрения, законопроект настолько серьезно подрывает возможность работы НПО, что никакие изменения не сделают его приемлемым. Мы надеемся, что господин Путин откажется от самой идеи такого закона.
И.О.:
А как вы считаете, сам факт предложения поправок – является ли он реакцией на письмо американской Хельсинской группы?
Б.К.:
Надеюсь, что да. Принятие законопроекта будет рассматриваться международным сообществом, как откат России от процесса реформ. Российская Федерация – одна из ведущих стран мира, и будет крайне прискорбно, если она повернет вспять. Это неминуемо подорвет доверие к России среди демократических государств.
И.О.:
В вашем письме говорится, что принятие закона об НПО в тот момент, когда Россия готовиться стать председателем Большой Восьмерки, пошлет негативный сигнал относительно приверженности России демократии. Если законопроект все же будет принят, повлияет ли это не только на возможность лидерства, но и простого членства Российской Федерации в этом эксклюзивном клубе демократических государств?
Б.К.:
Это неминуемо негативно отразится на престиже и имидже России, поскольку даст понять, что российское правительство свернуло с пути реформ.
И.О.:
Готовы ли будут Соединенные Штаты в таком случае предпринять соответствующие законодательные или иные меры?
Б.К.:
Соединенные Штаты используют все возможности, чтобы вернуть Россию на путь демократических реформ. Принятие этого законопроекта заставит важнейшие НПО покинуть Россию, и мы готовы сделать все, что в наших силах, дабы помочь им вновь получить доступ в Российскую Федерацию.
И.О.:
О каких именно мерах может идти речь?
Б.К.:
В первую очередь, этот вопрос будет поднят на парламентской ассамблее ОБСЕ. Этот способ уже неоднократно доказывал свою эффективность, поскольку никому не хочется стать объектом международной критики. Есть и множество других возможностей высветить эту проблему. К примеру, встречи на высшем уровне. Если судьба российских НПО окажется в центре повестки дня, меньше внимания будет уделено вопросам, в которых Россия остро заинтересована. Таким образом, принятие этого закона отрицательно скажется на интересах России в других областях.
И.О.:
Задолго до того, как нападение на НПО началось в России, в Беларуси была объявлена незаконной любая оппозиционная деятельность. Считаете ли вы, что Россия пойдет по стопам своего соседа?
Б.К.:
Надеюсь, что нет. Мы глубоко надеемся на то, что Российская Федерация сохранила приверженность реформам, и первым доказательством этого станет сохранение свободной и независимой деятельности НПО.
И.О.:
Большое спасибо, господин Кордин
Б.К.:
Спасибо вам.