Принятый в первом чтении Государственной Думой закон, сильно ограничивающий права неправительственных организаций, вызвал бурную дискуссию в средствах массовых информации и в обществе в целом в России и за рубежом. Русская служба «Голоса Америки» попросила высказать свое мнение председателя партии «Зеленая Россия», советника РАН профессора Алексея Владимировича Яблокова.
Наталия Абрамова: Чем грозит неправительственным общественным организациям закон, который собирается принимать Дума?
Алексей Яблоков: Закон, который уже принят в первом чтении, резко меняет ситуацию со всеми общественными организациями и даже со всем гражданским обществом в России. До сих пор, как во всем мире, у нас не было ограничений на создание общественных организаций. Можно было регистрировать общественную организацию в местных органах власти, в министерстве юстиции, заводить счет, получать деньги, отчитываться в этих деньгах перед налоговой инспекцией. А если нет денег, если организация чисто волонтерская, то можно было по закону совершенно однозначно просто объединяться, заявить, что такая-то организация создана. Это могло быть объединение нескольких домов, жителей какой-то маленькой территории, собравшихся по каким-то общим проблемам. Или могли собраться люди, которые занимаются, ну, скажем, изучением лягушек, бабочек – да что угодно. Никого они не должны были извещать и спрашивать.
Теперь, по новому закону, ситуация меняется. Все организации должны быть зарегистрированы.
Н.А.: Чем это грозит общественным организациям?
А.Я.: У нас на одну зарегистрированную организацию приходится, наверно, десять незарегистрированных. И это грозит тем, что 90% общественных организаций в России будут уничтожены.
Н.А.: Дума считает, и существует мнение, что общественные организации, гражданское общество являются как бы противодействием власти. Поэтому власть старается прикрыть эти общественные организации, чтобы не было для нее никакой угрозы. Как вы считаете, правда ли, что гражданское общество противодействует власти? Какова роль гражданского общества в России?
А.Я.: Вопрос, как мы говорим, «на засыпку»… Администрация президента Путина делает все, чтобы гражданского общества в России не было. Чтобы не было самостоятельного, независимого взгляда на процессы, не было активного участия общественности… Делается все, чтобы выстроить нас в одну шеренгу. Вот как Ходорковского посадили, самого богатого человека в России? Посадили в тюрьму и тем дали сигнал всем бизнесменам: или вы подчиняетесь Кремлю, или вы окажетесь там же, где Ходорковский, – в тюрьме.
Также делается попытка подстричь всех под одну гребенку, сделать так, чтобы мы все говорили то, что приятно слышать Кремлю, то, что говорит Кремль – ну, сделать то, что они уже сделали с Думой. Вот то же самое хотят сделать и с гражданским обществом, то есть оставить только те организации, которые угодны власти, которые ничего не говорят против власти.
Н.А.: Но почему власть не понимает, что в принципе, по большому счету, власти, правительству, государству в целом выгодно, чтобы граждане были активными? Тогда и государство будет процветать, и люди будут жить лучше и интереснее прежде всего…
А.Я.: Вы правы, но для этого нужно иметь взгляд в будущее. Мы расходимся со властью в представлении о том, каким государство должно быть, какой страна должна быть. Мы хотим, чтобы страна была процветающая, чтобы страна была демократическая, чтобы страна была открытая, чтобы возможности каждого реализовались, и так далее.
Н.А.: Алексей Владимирович, скажите, пожалуйста, что вы предлагаете? Где выход?
А.Я.: Выход в том, чтобы когда москвичи будут голосовать на выборах в московскую Думу, проголосовать против правящей партии. И показать, что должна побеждать, или править, не такая партия, которая прямо склоняется к фашизму, к авторитаризму, и так далее, закрывает гражданское общество и видит все совсем по-другому. А надо, чтобы побольше людей сказало: «Мы хотим, чтобы была демократическая Россия!»