В американской прессе периодически появляется имя бывшего главы российского Минатома Евгения Адамова. Адамов был задержан в Швейцарии по запросу американских властей. Соединенные Штаты предъявили ему обвинение в присвоении 9 миллионов долларов, которые министерство энергетики Соединенных Штатов выделило России на меры по улучшению безопасности российских атомных электростанций. Адамов содержится в швейцарской тюрьме по обвинению в мошенничестве и отмывании денег. Часть украденных Адамовым денег, как утверждает американская прокуратура, оказалась на его счету в банке города Питтсбург, где Адамов владеет двумя компаниями совместно с бывшим советским гражданином Марком Каушанским, которому также предъявлены обвинения.
Один из директоров Центра Дэйвис по изучению России и Евразии при Гарвардском университете Маршалл Голдман не удивлен, что российские граждане могут быть владельцами предприятий за пределами России.
«В постсоветской России все возможно. Много россиян, которые владеют деловыми предприятиями в России, часто имеют деловые интересы за ее пределами, - говорит Голдман. - Согласно сообщениям, нынешний министр связи Леонид Рейман имеет деловые интересы в мобильной телефонной связи, и в России, и заграницей. Адамов, по крайней мере, больше не занимает министерский пост. В нынешней России это называется пиратским бизнесом: делай, что хочешь, и надейся, что не поймают».
Если Адамов будет экстрадирован и предстанет перед американским правосудием, у него есть выбор: он может заявить о своей невиновности, может признать себя виновным и отказаться сотрудничать с прокуратурой или признать себя виновным и согласиться сотрудничать с прокуратурой. Если бы Голдман был адвокатом Адамова, какой из трех вариантов он бы ему предложил?
«Я думаю, что ему лучше было бы признать себя виновным и сотрудничать с прокуратурой, - отвечает Маршалл Голдман. - В этом случае можно было бы надеяться, что он назовет и другие имена. Проблема в том, что он может оказаться единственной фигурой. Россия, естественно, выражает скептицизм по поводу самого процесса возможного суда над Адамовым. Что такое несколько миллионов долларов, когда отмывание денег россиянами выражается в миллиардах? Они подозревают что-то другое».
В мае, вскоре после ареста Адамова в Швейцарии, российская прокуратура предъявила Адамову обвинения в мошенничестве и растрате. Подозревают, что они пошли на этот шаг, чтобы постараться добиться экстрадиции Адамова в Россию, поскольку он знает много ядерных секретов. Маршалл Голдман согласен с такой концепцией: «Несомненно. Они хотели быть первыми в предъявлении ему обвинений. Русские, особенно националисты, считают это заговором Соединенных Штатов: использовать мелочный предлог в краже нескольких миллионов долларов, чтобы попытаться выудить из него все секретные планы о ядерных программах и атомной энергии».
Голдман согласен, что, если Евгений Адамов будет судим в Соединенных Штатах, это еще больше усугубит и без того не очень хорошее состояние американо-российских отношений.
«Многие в России считают, что Соединенные Штаты готовы на все, чтобы завладеть их ядерными секретами, - продолжает эксперт. - Никто не может отрицать паранойю советских времен, когда у них были секретные города, секретные лаборатории. Откровенно говоря, у них были секреты, в которых мы были заинтересованы. Они рассматривают дело Адамова как усилия Запада, в частности, Соединенных Штатов, найти ключ к их исследованиям. Наше внимание сконцентрировано на усилиях КГБ добраться до наших секретов. С точки зрения русских, где коррупция цветет махровым цветом, несколько миллионов долларов в деле Адамова это всего лишь предлог».