Линки доступности

Грузия выходит из СНГ


Парламент Грузии единогласно принял решение начать рассмотрение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания их страны в составе Содружества независимых государств. «Голос Америки» попросил прокомментировать это решение Мамуку Церетели – исполнительного директора Американо-грузинского делового совета.

Наталья Абрамова:
Выход Грузии из СНГ: плюсы и минусы такой ситуации – что вы думаете по этому поводу?

Мамука Церетели:
Перед тем, как ответить на этот вопрос надо вспомнить немножко историю – как Грузия стала членом СНГ. Грузия с самого начала не была членом СНГ, она стала им только после того, как потеряла Абхазию в 93 году. И это очень важный вопрос, потому что с самого начала не было намерения у Грузии быть членом СНГ. Это говорит о том, что, в принципе, было политическое решение с самого начала, чтобы Грузия была независимой страной, независимой от СНГ. После того, как Грузия потеряла Абхазию, после того, как были крупные проблемы внутри страны и были определенные предложения со стороны России, чтобы Грузия присоединилась к СНГ, что поможет ей решить свои внутренние проблемы, Грузия решила присоединиться. Теперь, насчет того, что Грузия потеряет: конечно, это будет раздражать Россию; это решение вызовет, я думаю, негативную реакцию России по отношению к Грузии. На более субстантивном, что ли, уровне, я думаю, что больших изменений в наших отношениях не должно быть. Если отложить в сторону вот эту эмоциональную часть, в принципе, объективно, это не должно повлиять на российско-грузинские отношения в существенном плане. Что это даст Грузии с позитивной стороны? В первую очередь, есть, я думаю, какой-то определенный консенсус у грузинских политиков, даже включая оппозицию, что выход из СНГ как бы подтверждает суверенитет Грузии и ее независимость на более долгосрочную перспективу.

Н.А.:
Наверно, желание Грузии выйти из состава СНГ говорит о том, что она готова присоединиться к НАТО. Она полностью направляет свой взор на запад, на Соединенные Штаты. Это так?

М.Ц.:
Вы знаете, Грузия заявила об этом уже давно. Два года тому назад Грузия приняла политическое решение насчет присоединении к НАТО и обратилась к НАТО с просьбой рассмотреть этот вопрос. Я бы обратил внимание на другой момент: вы знаете, что Грузия рассматривает Южную Осетию и Абхазию как суверенную территорию Грузии. И сейчас в обоих этих регионах дислоцированы российские войска под мандатом СНГ. Грузия хочет добиться большей кооперации России по вопросам приморского региона и Абхазии.

Н.А.:
И вы, как председатель Американо-грузинского делового совета – я читала ваши статьи по поводу ситуации Грузии в целом – вы говорите о том, что в Грузии необходимо, прежде всего, развивать экономику, прежде всего, нужно поставить страну на ноги. Вы считаете, что эта ситуация поможет развитию экономики? Поможет Грузии в целом?

М.Ц.:
В виду того, что этот вопрос будет рассматриваться, опять-таки, в эмоциональном плане с российской стороны, я думаю, что в краткосрочном будущем это может негативно повлиять на грузинскую экономику. Но в долгосрочной перспективе, я думаю, что этот эмоциональный барьер будет преодолен. Для Грузии очень важно смотреть на диверсификацию своих рынков. И Россия всегда останется стратегическим торговым партнером Грузии. Я думаю, для Грузии очень важно понимать, что Россия является стратегическим рынком для грузинской продукции – Россия, Украина, Казахстан и другие страны СНГ. И выход из СНГ не должен рассматриваться, как выход из экономической зоны СНГ.

XS
SM
MD
LG