Линки доступности

Перспективы иранской проблемы


Правительство Ирана, придерживающееся жесткой линии, отзывает 40 послов и высокопоставленных дипломатов. Некоторые из них ратуют за связи с Западом. Наряду с этим, власти объявили, что на ядерном комплексе в Исфагане осуществляется процесс обогащения урана. С другой стороны, Иран дал добро на приезд в страну инспекторов ООН для осмотра закрытых военных объектов на предмет обнаружения следов создания ядерного оружия.

В начале года Иран и три ведущих страны Евросоюза, в результате переговорного процесса, пришли к соглашению заморозить все ядерные разработки в Исфагане. Но в августе научный центр в Исфагане был открыт. Этот шаг Тегерана вынудил ЕС прервать переговоры по иранской ядерной программе.

Иран неоднократно отвергал утверждения о разработке им программы ядерного оружия, настаивая на мирном использовании атома. Вместе с тем, правительство в Тегеране признало, что последние 18 лет скрывало активность в ядерной области от Организации объединенных наций и Международного агентства по атомной энергии. В сентябре МАГАТЭ заявило, что Иран не выполняет условий о нераспространении ядерного оружия.

В этой ситуации администрация президента Буша и Европейский союз выражают сомнение относительно возможности заставить Тегеран отказаться от ядерной программы.

Директор лондонского Центра реформ в странах Европы Чарлз Грант и аналитик Брукингского института Филип Гордон полагают, что добиться этого можно только ненасильственным путем:

«Я считаю, что нет иной альтернативы кроме дипломатической стратегии, - говорит Грант. - Я не думаю, что военная акция может изменить положение в лучшую сторону».

«На мой взгляд, военная акция приведет к одному результату: Ирак со всей решимостью и любой ценой будет создавать ядерной оружие», - считает Филип Гордон

Отметим, что на повестке дня решения «иранского вопроса», среди прочего, стоит и воздействие на Иран применением военной силы. США не поддерживают дипломатические отношения с Ираном. Введением санкций Вашингтон блокирует и торговые связи с этой исламской республикой.

В минувшую среду в Тегеране у здания бывшего посольства США состоялась антиамериканская и антиизраильская демонстрация. Напомним, что 4 ноября 1979 года американское посольство было захвачено иранскими студентами-фундаменталистами. После свержения шаха была создана исламская республика.

Директор института международных связей и безопасности в Германии Волкер Пертес отмечает, что сторонники жесткого курса в Иране очень подозрительно относятся к США: «Взглянем на геополитическую карту: США находятся не только в Ираке, не только в Персидском заливе, в числе этих стран и Афганистан. Отметим и тесные связи с Пакистаном, крепкие отношения с Индией. США присутствуют и в Центральной Азии. Как видите, у иранцев есть основания чувствовать себя в окружении. С одной стороны – Израиль и с другой – США».

Недавно президент Ирана Махмуд Ахмадиниджад открыто заявил, что Израиль должен быть стерт с лица земли. Этот демарш еще больше усложнил отношения Тегерана с Западом. Даже такой верный союзник, как Россия, осудила заявление президента.

По мнению германского аналитика, независимо от того, как Запад относится к правительству жесткого курса в Тегеране, Иран должен иметь возможность разработать ядерную программу мирного атома: «Мы не можем закрывать глаза на существующее мнение, что мирная ядерная программа необходима Ирану для экономического и технологического развития».

В конце ноября участники заседания МАГАТЭ будут решать вопрос о целесообразности передачи «иранского ядерного досье» на обсуждение Совета безопасности ООН с возможностью применения санкций. Страны Евросоюза в этом вопросе приблизились к позиции США, которая заключается в том, что, пока Иран не прекратит ядерную активность, выход может быть только один – поддержать санкции. Но поддержит ли Москва какие-либо меры против Тегерана – в этом ясности нет. Очевидно, для мирового сообщества вопрос о ядерных амбициях Ирана по-прежнему остается открытым.

XS
SM
MD
LG