Линки доступности

Обзор печати от 4 ноября 2005 г.


Смутный праздник. Статья Аркадия Островского в американском издании «Файнэншл таймс» посвящена впервые отмечаемому в нынешнем году в России Дню народного единства. Этот праздник, по замыслу его инициаторов во властных структурах, призван послужить сплочению россиян. А помимо этого, изгладить из памяти общества всякие ассоциации с одной из главных дат советского календаря – 7 ноября, днем «Великой Октябрьской революции», по официальной версии, и «октябрьского переворота», по убеждению противников большевиков.

«Впервые почти за девяносто лет в России не будут праздновать годовщину Октябрьской революции, позднее переименованную Борисом Ельциным в День согласия и примирения, – отмечает автор. – Сегодня страна отмечает новый праздник – День народного единства, учрежденный в память об одном из самых мифологизированных эпизодов российской истории – освобождении Москвы от польских захватчиков в 1612 году. Мало кто в России имеет ясное представление о смысле этого праздника: если верить опросам общественного мнения – всего 8%. Старый праздник 7 ноября для миллионов советских людей был просто выходным между летними отпусками и Новым Годом и поводом выпить и посмотреть по телевизору военный парад на Красной площади. Тем не менее есть опасность, что новый праздник постараются узурпировать ультранационалистические партии, запланировавшие на этот день ряд демонстраций против мигрантов и других этнических «захватчиков».

«Путин не раз называл период правления Ельцина «смутным временем», когда экономика находилась в упадке, а единство страны было подорвано, – говорится далее в статье. – Теперь, по его словам, настал период стабилизации и укрепления институтов государства. …В течение всего прошедшего года, в особенности после «оранжевой революции» в Украине, в российской политической жизни усиленно муссировалась идея национального единства перед лицом некой угрозы с Запада».

«Тема победы над поляками в 1612 году вытаскивается на авансцену российской политики не в первый раз. Аналогичной цели она послужила во время войны с Наполеоном 1812 года. А в последний раз о Минине и Пожарском вспомнили во время празднования 300-летия дома Романовых в 1913 году», – пишет Аркадий Островский в газете «Файнэншл таймс».

Певец в стане державников. Ведущее издание американских финансовых кругов «Уолл-стрит джорнэл» поместило статью Илана Бермана об одном из главных идейных вдохновителей российских националистов Александре Дугине. Статья опубликована под заголовком «Идеолог империи».

«Скорее всего вы никогда не слышали об Александре Дугине, – пишет автор статьи, обращаясь к американскому читателю. – В США и Европе этот сладкоголосый политфилософ на сегодняшний момент – фигура маргинальная. В самой же России 43-летний стратег превратился во влиятельную политическую фигуру. Его радикальные идеи возрождения России как антизападной империи все чаще оказываются востребованными в российской внешней политике». Далее газета кратко излагает бурную политической биографии Дугина – от некоторых указаний на службу в архиве КГБ до альянса с лидером Национал-большевистской партии Эдуардом Лимоновым и создания общественно-политического движения «Евразия».

«С годами влияние Дугина пошло на убыль, – говорится далее в статье. – После терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне его звезда совсем было закатилась – когда Путин поддержал президента Джорджа Буша в борьбе против международного терроризма. Однако постепенно политическая философия Дугина вновь всплыла на поверхность на волне националистических настроений и имперских импульсов, в особенности после наступившего охлаждения между Москвой и Вашингтоном из-за войны с Ираком, которым Дугин не преминул воспользоваться. Он, в частности, обеспечил необходимое интеллектуальное обоснование состоявшимся нынешним летом российско-китайским военным маневрам. По мнению Дугина, такое активное военное сотрудничество вполне естественно, поскольку России и Китаю в равной степени угрожают недавние «цветные революции» и причастность США к переменам в Грузии, Украине и Киргизии переменам».

«Дугин целиком и полностью поддерживает попытки Москвы положить конец американскому влиянию на постсоветском пространстве, – отмечает газета. – В самой России он направляет энергию на мобилизацию самых различных националистических сил. По его собственным словам, он преследует цель создания единого «антиоранжевого» фронта для противостояния прозападным плюралистическим правительствам в Украине и Грузии и для пресечения аналогичных продемократических поползновений внутри самой России, становящейся все более тоталитарной».

«Из всего этого напрашивается вывод, что мировоззрение Дугина является ксенофобским, антидемократическим и глубоко антизападным, – подводит итог автор статьи в «Уолл-стрит джорнэл». – Тревогу вызывает то, что оно, судя по всему, укореняется в путинской России, где крен в сторону авторитаризма и противостояния с Соединенными Штатами вновь входит в моду».

Реклама на широкую ногу. «Казахстан в буквальном смысле перековывает мечи на орала». «Визиты высокопоставленных американских деятелей говорят о заинтересованности США в сотрудничестве с Казахастаном». «Иностранные послы воодушевлены свидетельствами демократического прогресса». «Первый казахстанский гольф-клуб»… Многостраничные платные рекламные объявления под такими и аналогичными заголовками разместили казахстанские дипломатические представительства в ведущих мировых изданиях, в том числе в «Вашингтон пост» и в «Нью-Йорк таймс». Реклама явно приурочена к предстоящим в Казахстане в недалеком будущем выборам.

Обзор подготовил Лео Стерн.

XS
SM
MD
LG