В Палату представителей Конгресса США внесена резолюция с призывом к России обеспечить независимость и свободу СМИ и с осуждением убийства американского журналиста Пола Хлебникова и одиннадцати его российских коллег.
В резолюции, внесенной конгрессменом-республиканцем из Мичигана Таддеусом Маккоттером, говорится: «Палата представителей осуждает осуществленное 9 июля 2004 года в Москве убийство американского журналиста Пола Хлебникова и убийства других представителей СМИ в Российской Федерации. Палата призывает правительство России предпринять надлежащие действия для защиты независимости и свободы российской прессы и для гарантии безопасности российских и иностранных журналистов».
В резолюции подчеркивается, что российские СМИ в значительной мере потеряли свободу и независимость в результате постоянного давления со стороны правительства. «Подавление свободы слова в России укрепило представление о том, что журналистов можно запугивать и убивать безнаказанно», – говорится в документе.
Автор резолюции конгрессмен Таддеус Маккоттер любезно согласился дать эксклюзивное интервью корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» Инне Озовской.
Инна Озовская: Господин Маккоттер, что побудило вас представить эту резолюцию в данный момент?
Таддеус Маккоттер: Идея этой резолюции родилась у меня вскоре после убийства Пола Хлебникова. Мы ведь, знаете, одного возраста, оба женаты…На меня также произвели большое впечатление попытки международной коалиции журналистов докопаться до истинных обстоятельств убийства Хлебникова. Нас по-прежнему не удовлетворяет официальное объяснение правительства России. И я решил, что резолюция Палаты представителей позволит привлечь внимание мировой общественности к этому делу.
И.О.: Многие ваши коллеги считают, что президент Путин свернул демократические процессы в стране. Свобода СМИ – лишь один из жизненно важных атрибутов демократии. Почему вы считаете, что Кремль откликнется на ваш призыв к обеспечению свободы и независимости СМИ и гарантированию безопасности отечественных и зарубежных журналистов в тот момент, когда уничтожаются другие атрибуты демократии?
Т.М.: В немалой степени здесь может помочь тот факт, что Пол Хлебников был американским гражданином. Это, конечно, не должно заслонять трагическую гибель его российских коллег, пытавшихся рассказать правду о положении в стране. В темноте легче творить зло. Поэтому наша задача – высветить зло и представить его на обозрение всего мира. Когда правительства знают, что на них направлен прожектор, они начинают вести себя пристойно.
И.О.: Насколько широка поддержка вашей резолюции в Палате представителей?
Т.М.: Я ее только что внес. Но, учитывая, как серьезно Соединенные Штаты относятся к свободе прессы, как решительно мы выступаем в поддержку независимости и безопасности журналистов во всем мире, я не сомневаюсь, что резолюция будет поддержана обеими партиями.
И.О.: Ваша резолюция носит необязывающий характер. Основываясь на вашем опыте аналогичных резолюций в прошлом, считаете ли вы возможным, что эта резолюция принесет какие-либо конкретные результаты?
Т.М.: Генри Хайд, один из самых уважаемых людей в Конгрессе, однажды сказал мне, что, вступая в должность председателя Комитета по международным отношениям, он задавался тем же самым вопросом. Ответ, к которому он пришел, состоит в том, что такие резолюции имеют огромное значение. Правительства большинства стран в мире волнует, что думает о них мировая общественность. Им отнюдь не безразлично, что говорят о них на международной арене. И если так думает Генри Хайд – кто я такой, чтобы спорить с ним?
И.О.: Что в таком случае может сделать Конгресс США, чтобы вернуть Россию на путь демократии?
Т.М.: Я считаю, что Запад не смог должным образом помочь России после окончания «холодной войны». Россияне обрели свободу, но они не получили от Запада ничего подобного плану Маршалла, благодаря которому Европа сумела встать на ноги после Второй мировой войны. Вместо целенаправленных и скоординированных программ, направленных на строительство рыночной экономики, Запад навязал России шоковую терапию, в результате которой за первые 10 лет перестройки произошло резкое уменьшение населения страны, а валовой национальный продукт сократился больше, чем в годы Второй мировой войны. Для того, чтобы помочь России, мы должны спросить у самих россиян, какую помощь они хотят получить от нас. Нам необходимо вновь заручиться доверием россиян. Только тогда мы сможем помочь им.
И.О.: Г-н Маккоттер, давайте на минуту отрешимся от большой политики. Чем для вас важна эта резолюция в чисто человеческом плане?
Т.М.: Если бы я был на месте Пола Хлебникова, я бы хотел, чтобы люди помнили о том, что я делал. Я бы хотел, чтобы моя семья знала правду о моей гибели. Я бы хотел, чтобы во всем мире люди поняли, как важна власть закона, свобода слова и независимость прессы.
И.О.: Спасибо вам большое.
Т.М.: Спасибо вам.