Линки доступности

Споры о добыче нефти в арктическом заповеднике на Аляске


Спад в добыче и переработке нефти, вызванный последствиями двух мощных ураганов, обрушившихся на побережье Мексиканского залива в прошлом месяце, привел к росту цен на нефтепродукты в США. Вновь зазвучали голоса тех, кто призывает к началу разведки нефтяных месторождений и бурению в Национальном арктическом заповеднике дикой природы (ANWR) на Аляске. Этот сохраняемый в первозданном виде регион был объявлен заповедным почти 50 лет назад. Сторонники охраны окружающей среды выступают против любого бурения здесь, хотя специалисты по нефтедобыче заявляют, что современные технологии позволяют избежать вмешательства в жизнь местной флоры и фауны.

Чтобы увидеть, какое воздействие может оказать добыча нефти на расположенный в прибрежной равнине заповедник, достаточно взглянуть на расположенное менее чем в 100 км от него месторождение, которое уже почти сорок лет разрабатывает компания «Бритиш петролеум».

На буровой тысячи метров труб опускают в скважину, направленную горизонтально в сторону находящегося за пределами площадки месторождения. Технология горизонтального бурения сегодня позволяет нефтяным компаниям достигать залежей нефти, занимающих под землей площадь в 13 тысяч гектар, не выходя за пределы рабочей площадки размером менее 3 гектар.

Один из руководителей «Бритиш петролеум» на Аляске Скотт Дайгерт считает, что можно работать, практически не причиняя ущерба окружающей среде. «Площадка, которая нам нужна для работы здесь, очень маленькая, гораздо меньше той, которую мы открыли в 70-е годы в Прадхо-бей на севере Аляски, однако на ней уместилось около 50 скважин. Следующие площадки будут еще меньше, и с них можно будет добираться еще дальше».

Однако активисты движения в защиту природы и некоторые коренные народы, населяющие Аляску, заявляют, что нефте- и газоразработка неминуемо наносят ущерб окружающей среде.

Недавно на «Голосе Америки» в Вашингтоне побывала президент экологической организации «Арктические связи» Памела Миллер. «Нефтяные компании эксплуатируют в Прадхо-бей двадцать семь нефтепромыслов, – сказала она. – Это огромный комплекс дорог, трубопроводов, буровых площадок и аэродромов. В год здесь случается до 500 утечек нефти. Воздух здесь загрязнен, а содержание окиси азота выше, чем в Вашингтоне. Это промышленный комплекс. Невозможно разместить нечто подобное в самом сердце заповедника и при этом не нанести ущерба природе».

Однако власти штата Аляска придерживаются другого времени. По словам Марка Майерса, возглавляющего местный департамент нефти и газа, нефтедобыча затронет не более 1% площадей Арктического заповедника и будет ограничена прибрежными районами Северного Ледовитого океана: «Правительство штата Аляска убеждено, что разработка может и должна вестись на прибрежной равнине, но при соблюдении жестких природоохранных требований, с использованием самых современных технологий и минимальном воздействии на окружающую среду. Еще раз подчеркиваю – при соблюдении жестких мер защиты природы».

Местная тундра служит средой обитания многочисленных видов животных и растений, однако проведенные исследования показали, что нефтедобыча не окажет на них значительное воздействие.

С этими не согласна Памела Миллер, которая убеждена, что промышленные разработки на Аляске уничтожат экосистему: «Заповедник перестанет быть убежищем для животных и растений. Это будет район нефтедобычи. Это неправда, что воздействие на заповедник будет минимальным. Оно будет огромным, и его последствия будут необратимым».

По словам Майерса, большинство населения Аляски являются сторонниками охраны окружающей среды, тем не менее они всячески поддерживают идею разработки месторождений энергоносителей в Национальном Арктическом заповеднике. «Можно добиться 100%-го согласия жителей Аляски по этому вопросу, да и по любому другому? Нет, – говорит Майерс. – Понимает ли большинство жителей реальный баланс между экономической выгодой и воздействием на природу? Думаю, что да».

В предстоящие недели борьба вокруг этой проблемы продолжится в Конгрессе, которому предстоит решать, чему отдать приоритет – увеличению добычи энергоносителей внутри страны или защите невосполнимого уголка живой природы. А может, конгрессменам удастся найти компромиссное решение?

XS
SM
MD
LG