В Санкт-Петербурге в эти дни находятся депутаты Государственной Думы, члены федерального политсовета Республиканской партии Российской Федерации. Владимир Рыжков и Валерий Зубов встречались с демократически настроенными депутатами городского и областного парламентов, с научной и гуманитарной общественностью Петербурга, с журналистами. Кроме того, они приняли участие в работе региональной конференции Республиканской партии, которая позиционирует себя, как демократическая оппозиция нынешней российской власти.
Республиканская партия России была создана еще в начале 90-х годов на основе так называемой «демократической платформы КПСС» депутатом Верховного Совета РСФСР Владимиром Лысенко. В настоящее время республиканцы насчитывают в своих рядах более 50 тысяч членов, отделения партии существуют в 55 российских регионах. По словам одного из лидеров партии Владимира Рыжкова, российские республиканцы намерены стать главной демократической организацией, свободной от недостатков своих предшественников. В ближайших планах партии – участие в региональных выборах, в том числе в Чечне, где в ряды республиканцев вступили те, кто, по словам Рыжкова, не хочет ходить под знаменами официальной власти.
Напомнив об успехах белорусской оппозиции, которая сумела выдвинуть единого кандидата на предстоящих президентских выборах, Владимир Рыжков отметил, что в России пока настоящего объединения демократов не происходит, чему, с его точки зрения, служит примером и подготовка к выборам в Московскую городскую Думу. «Я думаю, что пока это – изъяны нашего демократического движения, когда хочется «заузить круг», сделать договоренность между собой, – сказал Рыжков. – И в итоге получилась не объединенная группа на выборах в Мосгордуму, а объединение двух только партий – СПС и «Яблоко». И то, что Республиканская партия не участвует, то, что Ирина Хакамада не участвует, мне кажется, только ослабляет этот список и уменьшает его будущий результат на выборах. Но это не последние региональные выборы в России, не последние выборы в стране. Поэтому я думаю, что все это поправимо и что мы все это поправим».
Судя по всему, лидеры российских республиканцев твердо верят в то, что смогут преодолеть 7%-й барьер на следующих думских выборах, которые будут проходить исключительно по партийным спискам. Пока же в Москве готовятся к последним выборам в Думу по мажоритарной системе. В частности, на свободное место по Университетскому округу свою кандидатуру выдвинул известный писатель-сатирик Виктор Шендерович. Свое решение он мотивировал тем, что хочет таким образом показать абсолютную неэффективность российской законодательной власти, когда совершенно неважно, кто именно занимает то или иное депутатское кресло, поскольку все решения принимаются в Кремле.
Владимир Рыжков с такой позицией категорически не согласен: «Я понимаю критический настрой Виктора Шендеровича по отношению к Думе, – говорит он. – Мне иногда тоже хочется крепкое словцо употребить, когда я смотрю, как работает наша палата парламента. Но я не могу согласиться с тем, что депутат, даже если он находится в меньшинстве, не в состоянии исполнять свой долг перед обществом и перед избирателями. И хотя нас немного, демократов, в Государственной Думе, но я не считаю нашу работу бесполезной. Например, сейчас мы внесли три важнейших законопроекта – это «Закон об образовательном кредите», который даст 100 тысяч долгосрочных дешевых кредитов российским студентам уже в следующем году, «Закон о тарифной паузе», который сэкономит каждой российской семье до 500 рублей в месяц на заморозке тарифов, и «Закон об открытости органов власти», который снизит на треть коррупцию в стране. И если эти три закона будут поддержаны Государственной Думой, это очень позитивно отразится на развитии страны и на самочувствии людей».
Комментируя «Закон о тарифной паузе», Валерий Зубов – другой депутат Госдумы, также входящий в руководство Республиканской партии, рассказал, что только «Газпром» планирует повысить тарифы в следующем году на 2 миллиарда долларов. И при этом он покупает «Сибнефть» за 13 миллиардов. «Почему россияне должны оплачивать такие сделки?» – спрашивает Валерий Зубов и добавляет, что общий рост тарифов, запланированный на следующий год российскими монополистами, составляет 500 миллиардов рублей. В то же время пресловутый «стабилизационный фонд», куда поступают деньги от сверхприбылей при продаже нефти и газа, в бюджете страны в следующем году составит 45%. Пустить эти деньги на повышение зарплаты нельзя – во избежание инфляции. А вот потратить часть стабилизационного фонда на «тарифную паузу» вполне возможно.
Владимир Рыжков и Валерий Зубов рассказали о многочисленных примерах административного давления на Республиканскую партию: то в регионах откажут в выделении зала под встречу оппозиционных политиков с избирателями, то объявят, что все места в гостиницах заняты (хотя на самом деле свободных номеров полно), то запретят выступления в телевизионном и радиоэфире… Последний случай подобного рода произошел в Санкт-Петербурге, когда руководство главного городского канала – «5-го» – сняло с эфира выступления депутатов Государственной Думы, нарушив таким образом закон о статусе депутата, закон о свободе слова и российскую Конституцию.
В ряде бывших союзных республик резкие ограничения демократических прав и свобод приводили к революциям. Однако для Владимира Рыжкова подобное развитие событий в России невозможно: «Я считаю, что «цветная революция» в России абсолютно исключена. И считаю, что она нам и не нужна. Потому что достаточно просто обеспечить нормальные свободные выборы в Госдуму и нормальные свободные выборы президента – и никакая революция не понадобится. Я хочу заметить, что «цветные революции» происходят, когда власть мешает народу свободно провести свои выборы. Надеюсь, что у нас такого не произойдет».
В целом лидеры российских республиканцев считают, что проводить реформы в стране нужно именно при благоприятной финансово-экономической ситуации. «Сейчас – хорошо, так давайте, пока не поздно, бороться, чтобы было еще лучше!» – предлагает Владимир Рыжков. А Валерий Зубов добавляет, что сейчас Россия, по сути, проедает свое будущее благополучие, поскольку в наукоемкие технологии денег вкладывается в несколько раз меньше, чем в добывающие отрасли. Между тем, по расчетам, нефти в недрах страны остается на 12 лет. И это значит, что к 2017 году, если не будут проведены серьезные реформы, так называемому «российскому экономическому чуду» придет конец. «И вполне вероятно, что в год 100-летия октябрьской революции люди снова будут штурмовать Зимний дворец, только на сей раз чтобы вынести оттуда и продать шедевры мирового искусства», – невесело пошутил Владимир Рыжков.