Линки доступности

Что будет с новоорлеанским джазом?


Глядя на картины стихийного бедствия в Новом Орлеане, многие с тревогой справшивают: что стало с хранившимися там богатейшими коллекциями по истории джаза? С коллективами музыкантов – продолжателей джазовой традиции? Сохранится ли в городе уникальное наследие, привлекавшее в Новый Орлеан любителей музыки со всех концов света?

Джаз считается чисто американским вкладом в мировую культуру. Но он родился не на голом месте, указывает Крис Вадала, ведущий курс джазовой теории в Мэрилендском университете: «Новый Орлеан был поразительной амальгамой. Историки считают, что здесь в 1895 году родился джаз из сплава негритянской, французской, испанской, креольской и прочей музыки. Так что его можно считать эхом американского «плавильного котла» наций. Джаз вобрал в себя множество стилей и жанров. Это и песнопения негртиянских церквей, и блюзы дельты Миссисипи, и креольское многоголосье… Америка многим обязана джазу».

Признанием его места в жизни США можно считать тот факт, что аэропорту Нового Орлеана присвоено имя Луи Армстронга, великого музыканта, начавшего здесь свою карьеру и всегда говорившего о любви к этому городу.

Джазом пронизана вся жизнь Нового Орлеана, говорит куратор Библиотеки Конгресса Мэтью Бартон: «На каждом углу там можно увидеть детей, играющих на каком-нибудь инструменте. В каждом квартале, каждой церкви есть свой оркестрик. Во многих семьях все умеют на чем-нибудь играть. В Новом Орлеане фактически нет разделения на любителей и профессионалов».

«Одна из самых поразительных черт жизни в этом городе, – продолжает Бартон, – это огромное число уличных духовых оркестров. Их можно считать предшественниками джаза, они уходят корнями в начало XIX века. В последние двадцать лет в Новом Орлеане наблюдался подлинный ренессанс этих оркестров, играющих по любому поводу – как говорится, на свадьбах и похоронах. Жаль, если после восстановления города они исчезнут».

Этого стараются не допустить люди, которым дорог джаз. Саксофонист Брэнфорд Марсалис, один из членов знаменитой семьи джазменов, собирает деньги на то, чтобы помочь музыкантам уличных оркестров пережить эвакуацию и трудные времена. «Мы создаем фонд на средства фирм звукозаписи, благотворительных организаций и частных пожертвований, – рассказывает он. – Из этого фонда будут финансироваться концерты и выступления в пользу пострадавших от «Катрины». А впереди у нас – большие планы. Нельзя, чтобы музыка осталась под водой».

Мэтью Бартон и его коллеги-кураторы из Библиотеки Конгресса в Вашингтоне весьма озабочены судьбой связанных с джазом исторических материлов – нот, звукозаписей, фотографий и пластинок, хранившихся в Тулейнском университете и многих частных собраниях Нового Орлеана. Точные сведения о них можно будет узнать только, когда минует угроза нового урагана и спадет наводнение. Пока можно лишь уповать на удачу.

Мэр города Рей Нейгин недавно сказал, что устал от грохота спасательных вертолетов над головой и ждет не дождется, когда можно будет пойти к знаменитый зал «Preservation Hall» послушать джаз…

XS
SM
MD
LG