Линки доступности

Разговор с Николаем Злобиным о российско-американских отношениях


Наш корреспондент Эмма Тополь попросила прокомментировать нынешнее состояние американо-российских отношений в свете встречи сегодня в Белом Доме президентов США и России, директора программ по изучению России в вашингтонском Центре оборонной информации Николая Злобина.

Эмма Тополь: Российско-американские отношения. Как вы думаете, вот то охлаждение, которое сейчас возникло между Россией и Америкой, будет ли это углубляться, или, в общем-то, президенты в конечно итоге увидят в друг друге то, что нам простым смертным это не видно? Какова перспектива российско-американских отношений на ваш взгляд?

Николай Злобин: Я думаю, что отношения между Россией и США будут продолжать оставаться не очень хорошими, мягко говоря, и надежда на то, что президенты этих двух стран их способны улучшить, я думаю, это надежды неоправданные. И если президенты и снова увидят в друг друге что-то такое, что нам недоступно, на отношения между странами это повлияет в очень незначительной мере.

Вообще, российско-американские отношения не должны зависеть от личного отношения двух лидеров, тем более что лидеры приходят и уходят. Один уж точно уйдет в 2008 году, я имею в виду Президента Буша. Не знаем, как сложатся отношения между следующими лидерами, но проблема заключается в том, что как-то получилось, что в последнее десятилетие отношения между странами были подменены отношением между лидерами. Между Клинтоном и Ельциным, Путиным и Бушем, и под этими отношениями, как под зонтиком, на самом деле ничего нету.

Мы не сумели создать надежные, стабильные отношения между двумя странами, между двумя обществами. И поэтому я думаю, что происходит процесс взаимного отторжения сегодня нашими странами. Происходит процесс - особенно в Америке это заметно - взаимной потери иллюзий в отношении друг друга. После окончания «холодной войны» у нас была такая идея, что мы были такие смертельные враги, теперь у нас нет других вариантов, как стать смертельными друзьями. Оказалось, что можно быть и не врагами и не друзьями, а занимать такую позицию равнодушно агрессивную по отношению друг к другу. И вот мы в такой ситуации сегодня находимся.

Выясняется, что Россия и Америка сотрудничают сегодня, к сожалению, только там, где их интересы совпадают, случайно. Но там, где интересы не совпадают, возникают сразу конфликты. И согласовать интересы по целому ряду вопросов сегодня не удается. Ни президентам, ни обществам. И я думаю, что системы ценностей продолжают очень здорово отличаться.

Я думаю, что геополитические интересы продолжают очень здорово отличаться, и я не уверен, до какой степени отношения могут быть улучшены в обозримом будущем. По объективным показаниям, вне зависимости от Путина и Буша, а по объективным каким-то тенденциям и показаниям все-таки страны сегодня находятся в разной весовой категории, и занимаются разными совершенно вещами.

Если Россия все больше и больше концентрируется на своих внутренних проблемах и пытается установить контроль, экономический, политический и военный над Евразией, то Соединенные Штаты ввязались в глобальную переделку мира, и Россия для них в лучшем случае будет являтся региональным партнером. И американцы сегодня, так сказать, и не мыслят никакую страну мира, тем более Россию, в качестве своего глобального партнера. Сложились очень несбалансированные, скажем так, отношения по сравнению с тем, как это было в годы «холодной войны», когда две страны как-то балансировали и симметрично смотрели друг на друга. Сегодня этой симметрии нет, и сломалась старая модель.

Новой модели отношений мы не придумали, и сегодня у нас есть только два президента, которые более или менее нормально относятся друг к другу, иногда хуже, иногда лучше, но это не отношения между двумя странами.

XS
SM
MD
LG