В Нью-Йорке продолжается заседание Генеральной ассамблеи ООН, на котором решается будущее этой, важнейшей международной организации.
Прежде всего, Организация объединенных наций отмечает свое шестидесятилетие. Во-вторых, в рамках сессии проходит юбилейный Пятый саммит тысячелетия. Наконец, третье – и, пожалуй, самое главное – обсуждаются реформы организации, на которых настаивают, как сам генеральный секретарь Кофи Аннан, так и Соединенный Штаты.
В среду 150 с лишним глав правительств и государств приняли заключительный документ, в котором намечаются конкретные меры для развития прогресса в отношении поставленных в 2000 году целей. В частности, уменьшения в два раза нищеты в мире и остановки распространения эпидемии СПИД-ВИЧ к 2015 году. Но, пожалуй, самое важное – это то, что в этом документе впервые за всю историю ООН категорически и совершенно четко отвергается терроризм во всех его проявлениях и формах, вне зависимости от того, кто и с какой мотивацией совершает террористические акты.
Как оценивают эти решения генеральный секретарь, США и другие страны? Двойственно. С одной стороны, и Кофи Аннан, и США, и их союзники глубоко разочарованы тем, что участникам саммита не удалось договориться о фундаментальных реформах Организации объединенных наций – в частности, из-за серьезного сопротивления африканских стран, не удалось достичь соглашения о серьезных мерах контроля и финансовой подотчетности. С другой стороны, Соединенные Штаты и Кофи Аннан, и очень многие другие страны крайне высоко оценивают тот факт, что в статью о терроризме не прошла поправка, на которой настаивали арабские страны. В соответствии с этой поправкой, из категории террористических организаций были бы исключены так называемые «освободительные движения», вне зависимости от того, занимаются ли они подлинно террористической деятельностью.
Так что, как сказал Кофи Аннан, первый шаг на пути к мировому консенсусу сделан, но до конечного пункта еще далеко. Многое и многое еще предстоит решить.
Президент Путин в своем выступлении перед ассамблеей очень высоко оценил ООН, как площадку для системного диалога наций о построении независимого и безопасного мира. Он подчеркнул также, что Россия готова участвовать во всех – подчеркиваю: во всех – операциях ООН, включая борьбу с терроризмом и военные кампании. В общем и целом, выступление российского президента было выдержано в очень умеренном и дружелюбном тоне.
Тем не менее, как отмечают в кулуарах ООН, в конце речи он не удержался от выпада в адрес Соединенных Штатов, заметив, что Организация объединенных наций принадлежит всем – и никому в отдельности.
Дипломаты в ООН сравнивают, что вполне понятно, выступление российского президента с выступлением американского президента. Они говорят, что оба руководителя крупнейших стран мира подчеркивали необходимость мирового консенсуса и единения для ответа на вызовы XXI столетия. Но, в отличие от американского президента, который наметил конкретные пути для достижения этой цели, российский президент не пошел дальше общих слов.