Президент Украины Виктор Ющенко отправил в отставку правительство Юлии Тимошенко в полном составе, в том числе, секретаря Совета Национальной безопасности Петра Порошенко, а помощник президента Александр Третьяков временно отстранен от исполнения своих обязанностей. Глава Службы безопасности Украины Александр Турчинов подал заявление об уходе. Политический кризис последовал за уходом со своего поста госсекретаря Александра Зинченко, обвинившего в коррупции ряд высокопоставленных чиновников. Ситуацию в Украине в интервью с Люсьеном Фиксом комментирует сотрудник американской неправительственной организации Фридом Хаус (Freedom House) Адриан Каратницкий.
Люсьен Фикс: Адриан, что было последней каплей, которая переполнила чашу и побудила Ющенко отправить в отставку весь кабинет министров?
Адриан Каратницкий: Последней каплей, как сейчас явствует, были замечания вице-премьера Томенко, который подал в отставку, а затем выступил с обвинениями и резкими заявлениями в адрес некоторых соперников в президентской команде. Президент посчитал это нарушением соглашения, которое он достиг с премьер-министром Тимошенко. Мне кажется, что после этого он решил, что больше не существует слаженности и координации в правительственном руководстве. Он посчитал, что было нарушено согласие и дисциплина, которые, как ему казалось, он достиг с премьер-министром Тимошенко.
Люсьен Фикс: Некоторые аналитики говорят, что Юрий Ехануров факир на час, чтобы заполнить пост премьер-министра. Другие говорят, что следует ожидать противостояния между Ющенко и Юлией Тимошенко в ходе парламентских выборов, намеченных на март 2006 года. Вы с этим согласны?
Адриан Каратницкий: Я считаю, что Ехануров не будет долго на этом посту. Он временно исполняет обязанности премьер-министра. Не исключено, что через несколько недель Юлии Тимошено будет предложено сформировать новое правительство. Что касается соперничества, как мне представляется, напряженность нагнетается предстоящими парламентскими выборами. Вопрос состоит в том, будет ли выставлен единый список кандидатов и будут ли введены квоты для различных блоков, или будет два списка один во главе с Ющенко, другой во главе с Тимошенко. В конечном итоге, какой бы ни был избран путь, если не будет достигнуто сотрудничества между блоком Ющенко и блоком Тимошенко, стабильного правительства скорее всего создать не удастся.
Люсьен Фикс: Согласно результатам опроса, опубликованного в среду рейтинг Ющенко идет на убыль. Какая в этом причина? Ведь он возглавил «оранжевую» революцию, которая и привела его к власти?
Адриан Каратницкий: Мне кажется, что это этому есть много примеров. После победы на выборах и после достижения наивысшей точки популярность любого лидера начинает понижаться. Первые сто дней считаются медовым месяцем. В случае с Ющенко главное это то, что он всё ещё пользуется высокой степенью доверия и поддержки населения. Я не считаю, что данные последнего опроса должны вызывать беспокойство. Я думаю, что люди ожидали от него большей активности. Теперь, как я полагаю, он понял это и начнет проявлять себя как сильный руководитель. Результаты станут известны только через несколько недель.
Люсьен Фикс: После развала Советского Союза в 1991 году Украина зарекомендовала себя как одно из самых коррумпированных государств. Как вы считаете, почему случилось так, что Украина вышла на первое место среди бывших советских республик?
Адриан Каратницкий: Я полагаю, что коррупция в Украине намного сильнее, чем в других бывших советских республиках потому, что президент считал, что все, кто поддерживает его руководство, в том числе и средства массовой информации, которые пели ему дифирамбы, заслуживают всяческих благ и привилегий.
Люсьен Фикс: Вы имеете в виду бывшего президента Леонида Кучму?
Адриан Каратницкий: Вы правы. Именно Кучма. При нем эти привилегии включали покупку фабрик и заводов, так называемая приватизация. За это эти силы предоставляли ему через средства массовой информации политическую поддержку во время предвыборной кампании. Этой системы больше не существует. На посту президента стоит кристально чистая личность. Некоторые противники обвиняют его в безответственности и коррупции, но явных доказательств этому нет. В его дальнейшей деятельности можно ожидать, что возврата к системе политического фаворитизма не будет.
Люсьен Фикс: Президент России предупреждал, что «оранжевые» революции ничего хорошего не принесут. В понедельник на встрече в Кремле с Западными политологами, как раз накануне отставки украинского кабинета, он сказал, «я об этом предупреждал». Он имел в виду тот факт, что и в Грузии, и в Украине, дела идут не совсем хорошо.
Адриан Каратницкий: Я считаю, что Путин не права. Промышленное производство в Украине выросло на девять десятых процента. Рост экономики несколько замедлился частично из-за политического противостояния, а также из-за повышения цен на нефть, но в целом экономический рост по прогнозам должен составить около шести процентов в годовом исчислении. Я не считаю, что в Украине наблюдается экономический или даже политический кризис. Конституцией предусмотрено, что президент имеет право вырабатывать и рекомендовать структуру правительства, что он и делает. Перестановки в правительстве происходят все время, здесь можно привести в пример Италию. Что касается заявления Путина, это в его стране, в отличие от Украины, нет серьезной политической оппозиции. Я считаю, что в Украине очевидно наличие динамизма и политического плюрализма то ли со стороны Януковича, то ли Тимошенко, если она составит конкуренцию Ющенко. В этом и заключается сила политической системы страны.