Сторож сестре своей
У двух сестер Мэгги и Роуз Феллер нет ничего общего, кроме размера ноги. По-английски фильм называется In Her Shoes, что для российского проката правильно, но скучно переведено как «На ее месте». Однако английское идиоматическое выражение in her shoes, дословно переводимое как «в ее туфлях», в фильме носит и более прямой смысл – поскольку Мэгги (Камерон Диаз) без зазрения совести надевает, носит и даже ломает каблуки у туфель из обширной коллекции Роуз (Тони Колетт).
Несмотря на то, что в обширной коллекции Роуз десятки пар обуви самых модных дизайнеров, она их практически не носит. Туфли для нее – способ самовыражения, своего рода компенсация за неудавшуюся личную жизнь. Роуз, кроме покупки туфель без нужды, сублимируется в своей работе адвоката в престижной конторе, где она засиживается до глубокой ночи, поскольку домой ей идти не хочется. Тем более что там временно поселилась безалаберная, взбалмошная Мэгги, у которой нет другого пристанища, поскольку ее мачеха выгнала ее из дома бессловесного отца.
Режиссер Куртис Хэнсон, лауреат «Оскара» за сценарий к поставленному им успешному фильму «Тайны Лос-Анджелеса», на сей раз работал по сценарию номинанта на «Оскар» Сюзанны Грант («Эрин Брокович: красивая и решительная»). Хэнсон довольно быстро заявляет своих двух героинь. С Мэгги мы знакомимся во время пьяного сексуального приключения в мужском туалете ночного клуба, а Роуз представлена нам в начале многообещающего романа со стандартным красавцем-руководителем ее конторы.
Мы постепенно узнаем, что отношения сестер довольно сложные и противоречивые. Они осложнены тем, что их мать покончила с собой, когда они были детьми. После того, как Мэгги в пьяном угаре, осложненном комплексом неполноценности, соблазняет предмет вожделения Роуз, старшая сестра выгоняет младшую буквально на улицу.
Мэгги, в поисках денег рыская в письменном столе отца, обнаруживает множество поздравительных открытки от бабушки, которую она не видела с момента смерти матери и думала, что та оставила сирот своим вниманием. Как выясняется позже, отец запретил бабушке видеть внучек. Мэгги отправляется во Флориду и предстает перед бабушкой Эллой (Ширли Маклейн), живущей и работающей в доме престарелых.
Камерон Диаз, кинозвезда, попробовавшая себя в нескольких незначительных драматических ролях, на сей раз нашла в Куртисе Хэнсоне режиссера, который разглядел в ней драматический потенциал. И не побоялся (как и сама актриса!) пустить ее на спарринг с легендарной Ширли Маклейн.
Камерон Диаз убедительно показывает постепенную трансформацию своей героини от бессмысленного перекати-поля к полноценной личности. Это происходит под влиянием строгой, сдержанной Эллы и необычного окружения старых людей, чья жизнь подходит к концу. Как говорят, актриса не боится быть некрасивой, даже отвратительной в начальных сценах фильма. Тем более интересно наблюдать, как ее персонаж превращается из очень-очень гадкого утенка в кандидаты в прекрасного лебедя.
Говоря об этом, я имею в виду, конечно, не внешние данные Диаз. Я не считаю ее большой красавицей, но понимаю, что в данном случае иду не в ногу с доминирующим представлением о Камерон. Так вот, трансформация Мэгги передана актрисой не через изменение внешности (характерную внешность Диаз трудно спрятать под любым гримом!), а через внутреннюю работу, поиск смысла существования.
Между прочим, очень хорошая австралийская актриса Колетт, которая имеет тенденцию быть совершенно неузнаваемой в ролях, (так она растворяется в персонажах!), в этой картине именно физически расцветает, найдя человека по сердцу и бросив нелюбимую работу.
Ожидаемое примирение сестер под эгидой потерянной и вновь обретенной бабушки в финале неизбежно происходит. Но тонкий художник Хэнсон, большой знаток человеческой, особенно женской психологии, подводит зрителя к этому моменту постепенно, не форсируя событий. Он от эпизода к эпизоду делает трех женщин все более понятными и близкими нам.
Три актрисы – одна легендарная (Маклейн), другая опытная и уважаемая (Колетт) и третья – новичок в серьезном жанре (Диаз) – составили гармоничное трио.
Но без отличного соло каждой из них фильм не получился бы столь трогательным.