Недавно назначенный постоянный представитель США при Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ) Грегори Шулте заявил, что, судя по многочисленным признакам, Иран разрабатывает ядерное оружие. По Договору о нераспространении Иран имеет право на атомные разработки, но только в мирных целях.
Шулте находится в Вене всего несколько недель, но уже успел принять участие в специальном заседании Совета управляющих МАГАТЭ. В эти дни он готовит очередной отчет для ООН по иранской ядерной программе.
Выводы расследования, проведенного экспертами МАГАТЭ, совпадают с позицией Ирана, согласно которой следы оружейного урана, обнаруженные на оборудовании, – не местного происхождения, а были ввезены вместе с оборудованием из Пакистана.
Можно ли считать, однако, что Иран не виновен в том, в чем его обвиняют? «Тегеран утверждает, что конверсия урана преследует только мирные цели, – говорит Грегори Шулте. – Но в своих действиях Иран непоследователен. Почему в таком случае часть объектов скрывается? Почему Иран прячет под землей предприятия по обогащению урана и маскирует их под сельскохозяйственные комплексы? И, наконец, почему эти проекты зачастую курирует военное ведомство? Эти вопросы МАГАТЭ задает Тегерану, а тот отказывается отвечать».
Из этого можно сделать вывод, что Иран настроен отнюдь не миролюбиво. По этой причине МАГАТЭ требует разъяснений, говорит г-н Шулте: «Две недели назад Совет управляющих единогласно одобрил соответствующую резолюцию. Была выражена серьезная обеспокоенность иранскими мероприятиями, в частности, снятием пломб с опечатанных атомных цехов. Совет управляющих призвал Иран не возобновлять конверсию, что, однако было сделано чуть ли не во время заседания Совета. Во-вторых, МАГАТЭ потребовало от Ирана подробного отчета о случившемся».
По словам Грегори Шулте, Вашингтон поддерживает усилия ЕС по разработке пакета мирных ядерных технологий для Ирана: «Народ Ирана заслуживает хороших и тесных контактов с Европой. Иранцы вправе рассчитывать на более высокий уровень жизни. Иранцы должны иметь доступ к мирному атому. Произойдет это или нет – зависит от руководства в Тегеране».
Представитель США при МАГАТЭ обвиняет Иран не только в попытке создать ядерное оружие, но и в поддержке международного терроризма. «Следует понять, – говорит он, – что Иран не только пытается получить ядерное оружие, но использует терроризм в качестве важнейшего средства своей внешней политики».
Совет управляющих МАГАТЭ, в котором представлены 35 стран, обеспокоен деятельностью Иран, говорит Грегори Шулте: «Мы знаем, что Иран оказывает поддержку целому ряду террористических организаций деньгами и обучением их боевиков. В их числе – группировки, открыто выступающие против мира на Ближнем Востоке».
В сентябре Совет управляющих МАГАТЭ вновь вернется к обсуждению иранской ядерной программы.