Высокая безработица может заставить обеспокоенных ею немецких избирателей проголосовать за смену нынешнего правительства на предстоящих в сентябре выборах. Сегодня самый высокий уровень безработицы отмечается в восточной Германии, где после воссоединения 15 лет назад многие компании не устояли перед конкуренцией с Запада. На одном из таких предприятий, на производстве незамысловатого автомобиля под названием «Трабант» были заняты тысячи человек. В городе, где расположен этот завод, безработица высока и поныне.
В городе Цвикау есть церковь, построенная в XIII веке, торговый мега-комплекс, которому всего пять лет, а также традиции автомобилестроения, восходящие к 1904 году.
Эту традицию поддерживает и Ральф Трогер, который преподает интенсивный и высокотехнологичный курс авто-инженерного дела на факультете прикладных наук Университета Цвикау. Студенты здесь учатся применять сложные датчики и компьютеры для испытания двигателей и решения технических проблем.
Однако, когда им задают вопрос, кто из них надеется получить работу в своем городе, руку не поднимает никто.
Экономист германской Федерации нанимателей Отхайнрих Фрайхерр фон Вайтерсхаузен говорит, что многие люди покидают восточные регионы страны. Хотя германская экономика в целом находится на грани спада, на востоке дела обстоят еще хуже.
Экономисты отмечают, что безработица в Германии недавно достигла самого высокого уровня за период после Второй мировой войны – работы нет у 5 миллионов человек. Хотя ситуация несколько улучшается, в стране 11 процентов безработных, а в бывшей Восточной Германии их еще больше – более 18 процентов.
По словам экспертов, восточногерманские предприятия были плохо оборудованы и плохо эксплуатировались, они не смогли выдержать конкуренции, в результате чего были потеряны миллионы рабочих мест. Спустя 15 лет после воссоединения, восточногерманские проблемы все еще тормозят экономический рост всей страны. Но здесь все же открываются небольшие новые фабрики с более современным оборудованием.
Примером этой тенденции является Цвикау, потому что здесь находился завод по производству самого знаменитого в истории изделия восточногерманской промышленности – автомобиля «Трабант». «Траби», как иногда называли эту машину, был сделан из пластика, и имел двухцилиндровый двигатель, способный развивать скорость в 100 километров в час, хотя и дымил при этом, как печь.
12 тысяч человек, работавших на заводе, выпустили более трех миллионов «Трабантов», дизайн которого десятилетиями оставался практически неизменным. В страдающей перекосами экономике Восточной Германии у потребителя не было выбора, поэтому желающим приобрести автомобиль приходилось ждать своего «Трабанта» по 10 лет, а то и дольше.
«Траби» стал культовым товаром Восточной Германии, его даже нарисовали на обломках Берлинской стены. Но когда при объединении двух Германий стена пала, «Трабант» больше никто не стал покупать, завод закрылся, а тысячи людей остались без работы.
Один из них – Герд Рудорф, который отработал на заводе 12 лет. Ему нравилось собирать двигатели. Сначала он нашел работу в компании, выпускающей запчасти, а затем – в музее автомобилей, разместившемся в старом цеху завода «Трабант».
Примерно половина бывших рабочих «Трабанта» в конце концов устроилась на находящемся неподалеку относительно новом и рентабельном заводе «Фольксваген». Другие – переучились на новые процессии, часть вышла на пенсию, а кое-кто так и остался безработным.
По словам бывшего мастера-сварщика «Трабанта» Дитмара Шольце, власти, бизнес, профсоюзы и школы стараются повысить занятость, помогая в поиске новой работы или приобретении новых специальностей. Он возглавляет группу, которая обучает нынешних и будущих рабочих тому, как программировать новое оборудование, управляемое компьютером, в классах, расположенных на старом заводе «Трабант».
Гюнтер Шмальц, который тоже является лидером усилий по экономическому возрождению, считает, что Германии следует улучшить деловой климат в стране, чтобы добиться роста экономики. Это означает, что следует снизить налоги, упростить регламентацию, а также создать более гибкую рабочую силу. Его взгляды разделяют многие бизнесмены, однако согласны с этим не все, поэтому в предвыборных дебатах важную роль будет играть баланс интересов бизнеса и прав рабочих.
Мэр Цвикау Дитмар Веттерман надеется, что дела пойдут на поправку: «Я вижу возможность сокращения безработицы, и политики работают над этим каждый день. Особых иллюзий мы не испытываем, но у нас есть основания для оптимизма».
Тем временем, инженеры-разработчики «Трабанта» говорят, что западные немцы зря насмехаются над их детищем. Вернер Райхельт напоминает, что у Восточной Германии было слишком мало металла, чтобы делать частные автомашины, поэтому он предложил делать корпус их хлопкового волокна и пластмассовой смолы, который был достаточно прочен, чтобы выдерживать вес 16 человек, и при этом не ржавел.
И вот в Цвикау тысячи людей собрались, чтобы в выходной день вспомнить добрым словом свой скромный «Трабант».
Некоторые автомобильные энтузиасты все еще ездят на «Траби», кое-кто переделал их в бетономешалки, полицейские машины, лодки и прочие устройства.
Жители Цвикау гордо демонстрируют свою инженерную смекалку, умение приспосабливаться к обстоятельствам, а также – чувство юмора. По мере того, как Германия пытается выйти из экономического спада и вступить в жесткую глобальную конкуренцию, все эти качества им наверняка понадобятся.