Линки доступности

Обзор печати от 16 августа 2005 г.


Потемкинский ВМФ. Двенадцатого августа исполнилась пятая годовщина гибели атомной подводной лодки «Курск» и всего ее экипажа – ста восемнадцати военных моряков. Почти день в день с этой траурной датой совпала эпопея с вызволением из морской пучины российского батискафа у побережья Камчатки. Жизнь его экипажа удалось спасти благодаря своевременной помощи англичан и американцев. Статью на эту тему журнал «Экономист» напечатал под заголовком «Драма российской подлодки: новости утешительные и менее утешительные».

«Моряки батискафа выжили – благодаря помощи британской спасательной команды, и это самое большое отличие последней по времени российской трагедии на море от катастрофы с «Курском» пятилетней давности. В остальных планах сравнение не внушает оптимизма, – говорится в статье. – Экипаж батискафа был спасен потому, что русские согласились принять помощь иностранцев, пока еще было не поздно. Пять лет назад они ждали до тех пор, когда сделать было уже ничего нельзя, а кроме того, попытались взвалить вину за происшедшее на какую-то мифическую иностранную субмарину, которая якобы протаранила «Курск».

«Однако было бы преждевременно спешить с выводом, что российское высшее воинское начальство поменяло приоритеты и стало в первую очередь заботиться о сохранении человеческих жизней, а не о национальной гордости и секретности. Проблема заключается в том, – отмечает далее «Экономист», – что даже после того, как российский ВМФ сократился по сравнению с советскими временами, российские адмиралы продолжают настаивать на его способности вести боевые операции на морях и океанах. И это вместо того, чтобы использовать свои ограниченные средства для решения более скромных задач – таких, как борьба с браконьерством и обучение личного состава».

Еще одно сходство с ситуацией с «Курском» журнал усматривает в том, что, как и в тот раз, во время спасения батискафа российского президента Путина было не слышно и не видно. «При всем своем позерстве и авторитаризме Путин упорно предпочитает уклоняться от ответственности. Слабость и нервозность за фасадом претензий на могущество – эти черты роднят президента и его военно-морской флот», – заключает «Экономист».

Большевики лимоновского разлива. Столичная «Вашингтон пост» обратила внимание на Национал-большевистскую партию Эдуарда Лимонова. «Существование этой партии отнюдь не радует Кремль», – гласит заголовок статьи о нацболах московского корреспондента газеты Питера Финна. «Национал-большевики утверждают, что их партия насчитывает 22 тысячи человек и что каждый месяц в нее вступают несколько сот новых членов, – сообщает газета. – Способность нацболов гальванизировать молодежь вызывает большую нервозность в Кремле. Там все больше и больше опасаются революций типа грузинской и украинской, движущей силой которых была молодежь».

«Лидер национал-большевиков Эдуард Лимонов считает, что его молодые последователи станут «уличным авангардом» оппозиционных сил во время выборов в Госдуму в 2007 году и президентских выборов – в 2008-м, – говорится в статье. – По его словам, он восхищается тактикой участников протестов во время «оранжевой революции» в Украине, хотя и не принадлежит к числу поклонников нового украинского президента Виктора Ющенко». «Необходимо вступить в конфронтацию с Путиным; организовать ее легко, но только при условии объединения сил оппозиции», – цитирует автор статьи слова вождя нацболов.

Кремль в ответ организовал свое собственное молодежное движение под названием «Наши». «Нашисты», как утверждают их организаторы, готовы выйти на улицы для защиты существующих порядков в случае любых выступлений против нынешнего режима. «Лимонова перспектива подобного столкновения только радует», – замечает корреспондент «Вашингтон пост».

Семена и плоды ненависти. В статье Анны Бадхен, присланной из Санкт-Петербурга в газету «Сан-Франциско кроникл», рассказывается о нарастающей в России волне преступлений на почве этнической нетерпимости и расовой ненависти. В эти преступления вовлечена молодежь, входящая в экстремистские националистические организации. «В стране, потерявшей шестьдесят лет назад в войне с нацистской Германией не менее двадцати шести миллионов человек, десятки тысяч молодых людей впитывают в себя идеологию, против которой сражались их деды, – отмечает журналистка. – Они совершают нападения на иностранцев, особенно на темнокожих выходцев с Кавказа и из стран Азии и Африки».

«По подсчетам правозащитных организаций и самих радикальных группировок, в России насчитывается от 100 до 500 тысяч ультра-националистов, – говорится в статье. – Большинство из них проповедуют свои взгляды в человеконенавистнических и расистских изданиях или на митингах коммунистов, где раздаются антисемитские лозунги. В то же время все большее число российских неонацистов прибегают к насилию. По данным Московского правозащитного центра, из ста тысяч «скинхедов» в мире половина приходится на долю России. В Санкт-Петербурге, городе выдержавшем продолжавшуюся 872 дня нацистскую блокаду, насчитывается примерно пять тысяч скинхедов, в Москве – около десяти тысяч. В 2004 году неонацисты убили в России сорок четыре человека – в два раза больше, чем в предыдущем году».

«Российские правоохранительные органы неоднократно обещали повести борьбу с преступностью на почве ненависти. Однако на практике милиция регулярно подвергает задержаниям граждан с темным цветом кожи, а иногда избивает их и даже применяет пытки. По сведениям организаций «Международная амнистия» и «Хьюман райтс уотч», действия «скинхедов» милиция старается не замечать», – пишет «Сан-Франциско кроникл».

Обзор составил Лио Стерн.

XS
SM
MD
LG