Без претензий
В наши времена каждый полет на самолете, кроме обычных «технических» страхов, связанных с путешествиями по воздуху, вызывает более специфические размышления о жизни и смерти, вызванные опасностью террористических актов. На этих сложных эмоциях современного человека и играет новый фильм мастера триллеров-страшилок Веса Кравена, автора такой классики фильмов ужасов, как «Кошмар на улице Вязов» и «Крик».
К счастью для нас, зрителей, Кравен также поставил очень человечную драму «Музыка сердца» за главную роль в которой Мэрил Стрип была номинирована на «Оскар». И поэтому его новая картина «Ночной рейс» (Red Eye) смотрится, даже если вы не поклонник жанра триллеров.
Фильм, не претендуя на место в ряду высокого искусства, тем не менее честно отрабатывает деньги и время зрителя именно благодаря сбалансированному сочетанию типичных для триллера или фильма ужасов приемов в духе Альфреда Хичкока с достаточно глубокой для жанра разработкой характеров. В результате большую часть времени просмотра нас интересует не только и не столько «что произойдет», сколько «что произойдет с главными персонажами». И это само по себе – достижение в несколько заигранном жанре.
История, рассказанная в картине, представляет нам Лизу Рейсерт (Рэйчел Макадамс), менеджера фешенебельного отеля во Флориде, в драматический момент ее жизни. Она после похорон бабушки возвращается домой неудобным ночным рейсом. Незадолго до посадки она знакомится с симпатичным молодым человеком по имени Джексон (Силиан Мерфи). «Совершенно случайно» он в самолете оказывается в кресле рядом с Лизой. Девушка отчасти этому даже рада, поскольку боится летать. А присутствие рядом милого молодого человека с пронзительными голубыми глазами обнадеживает.
Коль скоро зритель пришел на триллер, а не на лирическую комедию, то он почти сразу понимает, что тут что-то не то. И, конечно, не ошибается. Сценарий Карла Эллсуорта быстро превращает симпатягу Джексона в хладнокровного монстра-манипулятора. Мы узнаем, что Лиза стала невольным участником акции по устранению заместителя министра национальной безопасности США. Он ведает борьбой с терроризмом и стал мишенью заговора. Замминистра с семьей должен приехать на отдых в отель, где Лиза ведает распределением номеров, и Джексон заставляет ее по телефону с борта самолета поменять безопасный люкс замминистра на не менее роскошный, но более удобный для траектории ракеты террористов.
Зачем она это делает? Да потому, что Джексон угрожает Лизе убийством ее отца (Брайан Кокс), уже взятого на прицел террористами у себя дома.
Здесь не могу не отвлечься, чтобы выразить свое удивление по поводу того, что непосредственные исполнители теракта говорят в фильме по-русски. И это в картине, которая создавалась после трагедии 11 сентября! Мы все прекрасно знаем, кто может быть террористом. Но «Ночной рейс» – не первый фильм, в котором из-за ложно понятой в Голливуде политической корректности арабов из сценария в одном не столь давнем фильме поменяли на немцев, нередко злодеев представляют англичанами и французами, а вот теперь пришла и очередь русских.
Правда, ирландский актер Силиан Мерфи, недавно блестяще сыгравший одного из главных злодеев в очередном «Бэтмене», играет своего персонажа как чистого американца, профессионала, работающего за деньги, а не ради идеи. Актеру хорошо удаются психологические нюансы, делающие образ достаточно объемным и неоднозначным. Иногда даже можно усмотреть в Джексоне некоторую человечность.
Которая совершенно пропадает в финальном третьем акте картины, когда начинается более традиционная для Голливуда беготня по дому с ножами и бейсбольными битами. Тут не Мерфи, ни Макадамс особенно нечего играть. Но, к счастью, до этого, в закрытом пространстве самолета, восходящая звезда Макадамс («Незваные гости») проявила себя достойным партнером имеющему опыт британской сцены Мерфи. Актриса выразительно играет глазами, телом, заставляя забыть о том, что в самолете действие ограничено пределами кресла.
Мы, конечно, понимали, что Джексон – не жилец, поскольку отточенный в нелегком гостиничном бизнесе ум Лизы обыграет хищника. Да и профессорского вида папа, хоть чуть не лишился жизни от руки Джексона, все же не промахнулся с последним выстрелом в злодея.
Все хорошо, что хорошо кончается.