Линки доступности

Обзор печати от 1 августа 2005 г.


В минувшую пятницу министерство иностранных дел Узбекистана направило официальное уведомление посольству США в Ташкенте. Узбекистан требует, чтобы в течение шести месяцев американские силы были выведены с военно-воздушной базы Карши-Ханабад, которая использовалась для проведения операций в Афганистане против сил «Талибана» и «Аль-Кайды».

В статье Стивена Вайсмана и Тома Шэнкера в «Нью-Йорк таймс», посвященной анализу этого события, говорится, что подобная мера принята в знак протеста против критики США в адрес президента Ислама Каримова за жестокое подавление беспорядков в Андижане в мае этого года. Авторы статьи приводят слова высокопоставленных представителей Государственного департамента США о том, что непосредственным толчком для подобного решения явилась операция ООН по вывозу с территории Кыргызстана узбекских беженцев, укрывшихся там после андижанских событий.

Журналисты отмечают, что Соединенные Штаты потребовали от Узбекистана разрешения на международное расследование подавления мятежа в Андижане, в ходе которого, по данным узбекского правительства, погибло 187 человек, а по данным ООН – от двухсот до семисот. Отказавшись удовлетворить требование международного сообщества, правительство Каримова заговорило о намерениях вывести американские силы с военно-воздушной базы Карши-Ханабад, но не выдвигало никаких временных рамок, в связи с чем США надеялись, что в будущем, в ходе переговоров им удастся разрешить эту проблему.

Авторы статьи в «Нью-Йорк таймс» пишут, что заместитель Госсекретаря США Николас Бернс планировал в ближайшие дни направиться в Ташкент для ее обсуждения. Теперь, визит Бернса в столицу Узбекистана отменен, по крайней мере – на ближайшие недели, пока не улягутся страсти. Бернс намеревался также говорить о нарушениях прав человека во время андижанских событий и о нежелании Узбекистана проводить реформы, которые изолировали эту страну от международного сообщества.

Далее Вайсман и Шэнкер приводит слова Николаса Бернса о том, что США были глубоко встревожены положением узбекских беженцев в Кыргызстане и, в связи с этим, всячески поддерживали усилия по их переправке в Румынию из-за опасений, что в Узбекистане они подвергнутся репрессиям. Бернс подчеркнул, что США не намерены отказаться от вопросов соблюдения прав человека, которым они придают особую важность.

В статье приведены и слова другого представителя Госдепартамента, который предпочел не называть своего имени, о том, что США не хотели бы терять военно-воздушную базу в Узбекистане, но предпочитают скорее лишиться ее, чем отказаться от требований политических и экономических преобразований в этой стране и проведения международного расследования кровавого подавления мятежа в Андижане. По словам этого представителя, данную точку зрения поддерживает и Пентагон.

Авторы статьи отмечают, что официальное заявление с требованием об уходе американских сил последовало через несколько дней после визита министра обороны США Доналда Рамсфелда в Кыргызстан и Таджикистан, в ходе которого он получил заверения о том, что США могут и впредь использовать военные базы в этих странах для поддержки антитеррористических операций на территории Афганистана.

«Вопрос о военно-воздушной базе в Узбекистане явился испытанием для администрации президента Буша, которая пыталась найти баланс между осуществлением двух важнейших политических задач: демократизацией и противостоянием терроризму, - говорится далее в статье. - Пентагон подчеркивает, что пока не ясно, последует ли за ликвидацией военного присутствия американских сил на базе Карши-Ханабад приостановка всех аспектов двухсторонних отношений между Вашингтоном и Ташкентом».

В заключение авторы статьи в «Нью-Йорк таймс» приводят мнения некоторых представителей американского правительства, ратующих за тщательно взвешенное отношение США к странам с диктаторскими режимами. Они считают, что отсутствие западного влияния в таких странах, как Узбекистан, повлечет за собой приход туда менее демократически настроенных спонсоров, таких как Россия и Китай.

Статью о требовании Узбекистана прекратить использование американскими силами своей военной базы, опубликовала и «Лос-Анджелес таймс».

«Правительство Узбекистана все больше и больше распалялось по поводу американского военного присутствия, особенно после того, как Госдепартамент США присоединился к международному сообществу, призвав провести независимое расследование расстрела участников майской демонстрации в Андижане», - пишут Мора Рейнолдс и Дэвид Холли. - Узбекские власти называют эти события мятежом, в результате которого погибли 187 человек, главным образом «террористы и экстремисты», а также сотрудники правоохранительных органов, которые были вынуждены применить оружие для пресечения насилия. Очевидцы же событий и правозащитные группы считают, что погибло более пятисот человек».

Журналисты замечают, что, несмотря на действия правительства Каримова, которому США заплатили 15 миллионов долларов за право пользования базой Карши-Ханабад, американские самолеты продолжат доставку гуманитарной помощи в Афганистан и операции против талибов, используя базы в Кыргызстане и Таджикистане

В статье приведено мнение Алексея Малашенко – эксперта по Центральной Азии в московском Центре Карнеги, о том, что требование Каримова об уходе американцев с базы Карши-Ханабад – ничто иное, как дипломатическая уловка и козырь в дальнейших переговорах. Малашенко предсказывает, что Вашингтон и Ташкент, в конце концов, договорятся о том, чтобы эта база продолжала функционировать.

«По мнению аналитиков, - продолжают Рейнолдс и Холли, - решение Узбекистана разрешить американцам использовать свою военно-воздушную базу было частично связано с утверждением его независимости от России, которой не нравилось американское военное присутствие в бывшей советской республике. Россия до сих пор испытывает определенный дискомфорт в связи с происходящим на базе Карши-Ханабад».

Авторы приводят высказывание российского министра обороны Сергея Иванова в минувший четверг о том, то под предлогом ситуации в Афганистане Америка стремится к долгосрочному военному присутствию в Центральной Азии. «Было бы хорошо, чтобы США решили, как долго продлиться война в Афганистане – 20, 30 или 250 лет», - сказал Иванов.

В начале июня Шанхайская организация сотрудничества, в которую входят Россия, Китай, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, призвала к установлению сроков вывода иностранных сил с территории стран, входящих в это объединение, в связи с сокращением военных действий в Афганистане. Несмотря на это, правительство Кыргызстана на прошлой неделе дало согласие на временное военное присутствие США на своем военном объекте. «Присутствие американских сил в Кыргызстане целиком и полностью зависит от ситуации в Афганистане, - сказал исполняющий обязанности министра иностранных дел Кыргызстана генерал-майор Исмаил Исаков во время визита в эту страну министра обороны США Доналда Рамсфелда. - Как только ситуация там стабилизируется, необходимость в их присутствии отпадет». Однако сейчас Афганистану еще очень далеко до стабильности.

По словам Алексея Малашенко, Узбекистан, по всей вероятности, полагал, что его помощь в так называемой войне против терроризма станет для него козырем, который умерит обеспокоенность США нарушением прав человека. Реакция США на события в Андижане чрезвычайно удивила самого Каримова и его правительство.

«Они показали всем – Западу и, в особенности, Америке, что они находятся на переднем крае борьбы с терроризмом. Теперь они дезориентированы, так как все это время считали Америку своим союзником, ведь для Узбекистана война против терроризма – очень хороший предлог для нарушения прав человека и расправы с оппозицией», - так завершают авторы свою статью в Лос-Анджелес таймс».

Узбекскую тему продолжает и «Уолл-стрит джорнал», поместившая на своих страницах статью под названием «Россия и Китай упрочат свои позиции в связи с американо-узбекским конфликтом».

Газета отмечает, что критика США в адрес действий правительства Узбекистана в связи с убийством сотен участников демонстрации в Андижане и помощь Америки некоторым узбекским беженцам явились причиной официальной ноты об уходе американских сил с военно-воздушной базы на территории Узбекистана в шестимесячный срок. По мнению авторов статьи, это – триумф для России, которая расширила свое военное присутствие в регионе Центральной Азии после прихода туда американцев.

«Действия Узбекистана, - говорится в статье, - укрепят и влияние Китая в регионе Центральной Азии. Москва негодовала по поводу перспективы американского военного присутствия на территории бывшего СССР, тогда как Китай с 91 года, после развала Советского Союза постоянно стремился политически и экономически утвердиться там».

«Уолл-стрит джорнал» напоминает, что Узбекистан был главным союзником США в Центральной Азии еще с середины девяностых годов, после подписания соглашения о военном сотрудничестве с правительством Каримова. Несмотря на то, что с самого начала этого союза резкое неприятие Узбекистаном любой критики в свой адрес обостряло отношения между Вашингтоном и Ташкентом, поддержка американских операций по уничтожению режима «Талибана» в Афганистане, существенно улучшила отношения между ними.

«Пока не ясно, - продолжает газета, - какие последствия для отношений между США и Узбекистаном будет иметь закрытие военно-воздушной базы, но оно совпало по времени с дискуссией в дипломатических кругах о нарушении прав человека правительством Каримова». Газета приводит мнение политолога Энтони Ритчера, эксперта по Центральной Азии из Института открытого общества в Нью-Йорке, который считает, что Ташкент сделал довольно хитрый ход: зная, что в США обсуждается, как поступить с Узбекистаном, узбекская сторона решила, что лучше самой объявить о выселении США с военной базы.

«Представители американского правительства пытаются приуменьшить значение потери этой базы. Министр иностранных дел Доналд Рамсфелд на прошлой неделе в ходе поездки в Центральную Азию получил разрешение на продление использования американскими силами двух военных баз в Кыргызстане и Таджикистане – меньших, чем узбекская. В беседе с журналистами Рамсфелд по этому поводу сказал: «Все будет в порядке, так как мы всегда планируем на будущее»

Обзор подготовила Ирина Келнер

XS
SM
MD
LG