Линки доступности

Хельсинкская комиссия США требует от России уважать религиозные свободы своих граждан


В Сенат и Палату представителей Конгресса США 22 июля был внесен проект резолюции с требованием к России обеспечить защиту религиозных свобод в стране. Резолюция внесена американской Комиссией по безопасности и сотрудничеству в Европе (CSCE) по инициативе председателя комиссии сенатора-республиканца Сэма Браунбека и сопредседателя конгрессмена-республиканца Кристофера Смита.


Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе, известная также как Хельсинкская комиссия, является структурой, независимой от правительства. В комиссию входят девять сенаторов, девять конгрессменов, а также по одному представителю госдепартамента, министерства торговли и Пентагона.

Двадцать второго июля, в день опубликования резолюции, ее соавтор сенатор-республиканец Сэм Браунбек выпустил заявление, в котором, в частности, говорится: «Политика правительства России в области религиозных свобод не отвечает стандартам Хельсинкского процесса или даже самой российской Конституции. Президент Путин должен больше сделать для обеспечения религиозной свободы гражданам России.

По просьбе Русской службы «Голоса Америки» конгрессмен Кристофер Смит комментирует новую резолюцию.

Виктор Потапов: Каких именно шагов ожидает Конгресс от российского лидера?

Кристофер Смит: Наша резолюция предельно ясно говорит, что в России происходит эрозия религиозной свободы, особенно прав незарегистрированных организаций, в частности, баптистских и евангелических церквей. В начале этого года я выступил с письмами в защиту двух религиозных общин в России, которые в своей деятельности столкнулись с серьезными юридическими препятствиями. Некоторым членам этих общин грозили арестом только потому, что они были не зарегистрированы. Мы считаем это административным преследованием за религиозные убеждения.

Для многих из нас, кто следит за положением с правами человека в России, такое отношение к религиозным меньшинствам свидетельствует о том, что готовится еще более жесткое «закручивание гаек» и даже открытое преследование. Это тревожная тенденция. Хельсинкские соглашения, которые Россия добровольно подписала, ясно указывают на недопустимость ущемления прав верующих. Нашей резолюцией мы хотим обратить внимание российской Думы и самого президента Путина на то, что нас интересует мирное течение жизни верующих в России и что мы готовы выступить в защиту их прав, когда они нарушаются.

В.П.: Пятнадцать лет назад повальные гонения на религию были прекращены, и в настоящее время верующие в России пользуются большей религиозной свободой, чем когда-либо раньше. Не лучше было бы Западу принять положение в России таким, каково оно есть, и надеяться на то, что со временем, по мере развития демократии в этой стране, положение с правами человека будет улучшаться?

К.С.: К сожалению, кое-кто в России считает, что если человек верует или думает иначе, чем они, то он чужак и ему нельзя давать ходу. Вероисповедания, которые не вписываются в так называемую традиционную модель, рассматриваются чуть ли не как преступные организации, которые нужно ограничивать. Мы не можем допустить столь нетолерантное отношение. Никто не принуждал российских лидеров подписывать Хельсинкские соглашения. Они добровольно пошли на это и потому обязаны их выполнять. В нашей резолюции мы просим ОБСЕ включить Россию в список стран, в которых религиозная свобода находится под угрозой. Если мы проигнорируем положение верующих в России, это может привести к еще более серьезным нарушениям религиозной свободы в России стране.

Наша комиссия не занимается сведением счетов, и у нас нет скрытых мотивов. Единственная наша забота – обеспечить права человека для всех. Я очень надеюсь, что российское правительство воспримет нашу резолюцию как благожелательную и искреннюю попытку напомнить им и всему миру о высокой ценности прав человека.

Хочу добавить к сказанному еще вот что. Я являюсь председателем комиссии по борьбе с трафикингом – торговлей людьми. До последнего времени многие россиянки продавались в сексуальное рабство, и правительство России практически игнорировало эту проблему. Слава Богу, картина изменилась. В конце концов Россия приняла нужные меры, и проблема взята под контроль, чему я несказанно рад. В то время я говорил многим российским политикам, что не могу смириться с тем, что русские женщины подвергаются сексуальному домогательству в Нью-Йорке и в моем штате Нью-Джерси. Совместно с российским правительством мы помогли многим россиянкам выйти из этого порочного круга.
В.П: Может ли деятельность Хельсинкской комиссии быть воспринята как вмешательство во внутренние дела суверенного государства?

К.С.: Вот это как раз те слова, которые мы обычно слышим от правительств, нарушающих права своих граждан. Это нам говорили представители Конго и особенно Судана, когда мы затрагивали жуткую ситуацию в Дарфуре. Представьте себе, что было бы, если бы в свое время мировое сообщество сохраняло молчание по поводу апартеида в ЮАР или преследования евреев в Советском Союзе? Эти режимы тоже нам говорили: не вмешивайтесь во внутренние дела нашей страны. Это совершенно неправомочный аргумент. Хочу еще раз подчеркнуть: мы считаем, что каждый человек в России должен иметь право исповедовать свою религию так, как считает нужным, без вмешательства со стороны власть имущих.

XS
SM
MD
LG