Линки доступности

Новая вспышка антисемитизма в России


Поступили сообщения о том, что группа из пятнадцати тысяч человек, во главе с известным публицистом – ставшим известным – Михаилом Назаровым, обратилась к властям России с требованием привлечь к уголовной ответственности издателей книги «Шульхан Арух», в том числе – и в первую очередь – ее редактора и автора предисловия Зиновия Львовича Когана, раввина, который возглавляет Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России. Эта кампания длится уже давно. Сначала господин Назаров подбил на это дело некоторых депутатов Государственной думы и собрал еще пятьсот подписей, потом он подал второй иск, в котором было пять тысяч подписей, сейчас – 15 тысяч подписей. Надо сказать, что с Михаилом Назаровым мы дискутировали на «Голосе Америки», в открытом эфире. Я задавал ему неприятные для него вопросы, в результате чего он очень на меня рассердился. Но деятельность свою не прекратил, наоборот – усилил.

Теперь «Голос Америки» взял интервью у раввина Зиновия Когана.

Семен Резник:
Зиновий Львович, что происходит? Вы уже ждете ареста?

Зиновий Коган:
Я не жду ареста, но мы имеем дело с очередным испытанием российского общества на политическую зрелость. От того, как мы выдержим это испытание, будет зависеть, как скоро укрепится российская демократия, как прочно утвердятся в России основы политической культуры. Это я считаю очень важным. Знаете, иудаизм ведь является традиционной религией России, он существовал на нашей земле еще до образования государства, наравне с православием, исламом, буддизмом… И я хотел бы подчеркнуть, что наш народ на протяжении тысячелетий своей истории жил среди других народов, и культурная и религиозная инакость евреев, конечно, порождала иногда настороженность, недоверие. Именно поэтому евреям постоянно приходилось решать задачу налаживания добрых отношений с соседями, но, конечно, при этом сохраняя свою самобытность. Я думаю, что любой непредубежденный читатель найдет это стремление к добрососедству и в книге «Кицур Шульхан Арух» – «Малый накрытый стол». «Шульхан Арух» – это 16 томов, а «Кицур Шульхан Арух» – это один том, как бы справочник, свод правил повседневной жизни еврейской общины.
Первая глава – законы утреннего пробуждения, потом – законы омовения рук, как одеваться, поведение в туалете… Законы о том, что делать, если обнаружилась ошибка или не кошерны свитки Торы, которую читают, и так далее. Книга о том, как сделать семью многодетной, счастливой, как это все сохранить. То есть, как выполнить первую заповедь Бога. Антисемитизм из интернет-сайтов – это некий новый вызов обществу. Конечно, антисемитизм не может осуждаться в вакууме, отдельно от всего, то есть, он подлежит осуждению наряду с другими формами расизма. И было бы политически наивным, да и аморальным, проявлять избирательность в осуждении ксенофобии. Я думаю, что мы должны признать наличие проблемы и не допустить, чтобы в политической борьбе антисемитизм стал оружием чьим-то. И вот неспособность провести различие между просто недовольством, которого у нас много, как в любой стране, и вот такими вещами. Потому что это только усугубляет проблему. Но мне кажется, еще нужно нам здесь, в России, изучать христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Потому что, лишь разобравшись в сущности другой религиозной традиции, мы можем найти пути к диалогу.

С.Р.:
Я хочу задать вам «неудобный» вопрос. Вы должны знать, что «Шульхан Арух» подвергался нападкам антисемитов в течение очень долгого времени. Еще в конце XIX века это было в Германии, потом перекочевало в Россию, и вот передо мной лежит копия – я ее снял еще много лет назад в Библиотеке Конгресса – замечательные работы Переферковича под названием «Еврейские законы об иноверцах – в антисемитском освещении», где он тщательно анализирует так называемые «законы об иноверцах», которые были изложены в Германии, потом переведены на русский язык известным идеологом Черной сотни Шмаковым. И он детально опровергает ложные интерпретации этих, так называемых законов. Не считаете ли вы, что сделали, в общем-то, некоторую ошибку, издавая эту книгу без соответствующего комментария? Тогда бы у Назарова и его последователей наверно было бы меньше возможностей атаковать вас. Они ведь переписывают у Шмакова все эти обвинения в ваш адрес.

З.К.:
Перед нами стояла конкретная задача: помочь студентам иешив, которые изучали эту книгу «Кицур Шульхан Арух» и «Шульхан Арух», и Талмуд на иврите при слабом знании иврита. Преподаватели не говорили по-русски, а учащиеся плохо понимали иврит.

С.Р.:
Преподаватели, очевидно, были иностранцы?

З.К.:
Из Израиля, конечно. Раввины. Для учебного процесса понадобился академический перевод книги. Ибо сегодня родной язык для евреев в России – не идиш и не иврит, а русский язык. Те примечания, которые были в этой книге, они, конечно, сохранились, но их недостаточно. Ибо это, как словарь, эту книгу нужно изучать обязательно с «Шульхан Арухом», где более обширные комментарии. Мы сделали то, что сделали. И, конечно, всегда есть возможность и нужда улучшить… Например, в 2004 году мы сделали третье издание, в котором я опустил, практически, все, на что обратил внимание господин Назаров. Целую главу об идолопоклонстве я тоже опустил. Потому что считал важным или публиковать с комментариями, которые должны более полно объяснить ту или иную позицию «Кицур Шульхан Аруха», или опустить. Принцип публикации святых книг – это ничего не добавлять. Но сокращать такие книги, как «Кицур Шульхан Арух», «Шульхан Арух», можно.

С.Р.:
Но не дает ли это новых аргументов тому же Назарову – говорить, что евреи для внешнего мира говорят одно, а свои какие-то злодейские замыслы скрывают? Вы очень правильно, с моей точки зрения, сказали, что действительно необходимо глубоко изучать иудаизм, христианство, буддизм, ислам и все основные религиозные учения, но вы не сказали, что столь же внимательно и тщательно надо изучать антисемитизм, антихристианские тенденции, антиисламские выпады, когда обвиняют ислам в том, в чем виноваты отдельные террористы, которые его извращают, и так далее.

З.К.:
Я с вами абсолютно согласен. Я, может быть, просто не успел сказать, что, конечно, не придавать значения антисемитизму глупо и опасно. Он есть. Это такая болезнь, которая может заразить все общество. Мы знаем из истории – она перебрасывается из страны в страну и из поколения в поколение, во времени и пространстве. Одна из важных проблем – это осудить антисемитизм во всех его проявлениях. Его нужно подвергнуть политическому карантину. Я уверен, что наше общество, страна, справятся с этим новым рецидивом.

XS
SM
MD
LG