Линки доступности

Вспоминает ветеран «Манхэттенского проекта»


Во время Второй мировой войны правительство США построило в холмистом уголке штата Нью-Мексико на юго-западе страны скрытый от посторонних глаз городок под названием Лос-Аламос. Там разместилась секретная лаборатория по ядерным исследованиям, в которой 60 лет назад была создана первая атомная бомба.

Шестнадцатого июля 1945 года были проведены первые в мире атомные испытания. На отдаленном полигоне в штате Нью-Мексико было взорвано атомное устройство.

Однако история появления бомбы началась тремя годами раньше, в Лос-Аламосской Национальной лаборатории, расположенной в этом же штате. В этой лаборатории, а также в двух других исследовательских центрах в США, над созданием атомной бомбы работала группа ученых, многие из которых были беженцами из Европы. Программа, в рамках которой США пытались опередить нацистскую Германию в разработке атомного оружия, носила кодовое название «Манхэттенский проект».

Джей Уэшлер участвовал в испытаниях взрывчатых веществ, проводившихся в Лос-Аламосе в рамках проекта, однако даже он толком не знал, над чем он работает. «Впоследствии, – вспоминает он, – понемногу стало проясняться, для чего предназначено то оборудование, которое мы собирали и строили».

Восемь тысяч человек, которые жили в научном городке в Лос-Аламосе в 1945 году в условиях практически полной изоляции от остального мира, создали своего рода замкнутое общество. Для того, чтобы попасть в Лос-Аламос или покинуть его, требовался пропуск, им не разрешалось говорить посторонним, где они живут, или даже просто упоминать название города. Исследователи во главе со знаменитым физиком Робертом Оппенгеймером трудились не щадя сил, зачастую круглосуточно. Их усилия привели к созданию в лаборатории трех атомных бомб: одну из них использовали в первых ядерных испытаниях в Нью-Мексико, а две оставшиеся сбросили на японские города Хиросима и Нагасаки, что привело к окончанию Второй мировой войны.

В то время Джей Уэшлер не возражал против применения атомного оружия в войне с Японией: «Эта жестокая война могла бы продлиться еще долго и стоила бы огромных людских потерь с обеих сторон, – говорит он. – Поэтому идея положить ей конец, пустив в дело бомбы, выглядела тогда вполне разумной».

«Американцы считали, что это единственный способ быстро закончить войну и избежать вторжения в Японию, что привело бы к гибели сотен тысяч американцев», – подтверждает историк Питер Казник, преподаватель Американского университета, специализирующийся на ядерных исследованиях. Однако, на его взгляд, американцы допустили тогда ошибку. По его мнению, правительство США преувеличило опасность, особенно в том, что касалось возможных американских потерь при вторжении в Японию. Эта страна и без того была близка к поражению, говорит профессор Казник: «Военного оправдания происшедшему не существует. Японцы искали возможности капитулировать».

Даже кое-кто из военных считает, что применение атомного оружия было аморальным.

После войны лаборатория в Лос-Аламосе продолжала работать над атомным оружием и создала в конце концов еще более мощную водородную бомбу. Джей Уэшлер работал там и в период «холодной войны» между странами коммунистического блока во главе с Советским Союзом и демократическими странами, возглавляемыми Соединенными Штатами. «В годы «холодной войны» я напряженно работал над ядерным оружием, – вспоминает он. – Я бы не стал этого делать, если бы не верил, что если мы будем сильны, то никто не решится его применить».

Оправданием этого оружия тогда был тезис, что ни США, ни СССР не решатся первыми начать ядерную войну. Питер Казник считает, что это было ошибкой: «Я не думаю, что подобным сдерживанием можно добиться истинной безопасности. Проблема здесь в том, что если это фактор не сработает, то всему миру приходит конец. Нельзя рисковать в игре с такими ставками».

Ветеран Лос-Аламоса Джей Уэшлер считает, что ядерное оружие следовало уничтожить после окончания «холодной войны»: «Когда Советский Союз рухнул, я сразу подумал: этому оружию не место в современном мире. Я не могу представить себе, что его можно применить в каких бы то ни было политических целях. К сожалению, мы подаем плохой пример, когда продолжаем говорить о создании нового такого оружия и сохранении его запасов».

Кэтлин Макгиннис работает над ядерной проблематикой в частной Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне. По ее мнению, американский ядерный арсенал необходим: «Мы нуждаемся в ядерном оружии, потому что оно есть у других государств. И не только поэтому, но еще и потому, что другие страны и наши союзники нуждаются в защите, которую предоставляет фактор сдерживания. Мы защищаем их от конфликтов».

Сегодня Национальная лаборатория в Лос-Аламосе больше не занимается разработкой новых ядерных бомб, однако в ее задачу входит поддержание боеспособности имеющихся запасов такого оружия без проведения испытательных взрывов. Здесь также ведутся обширные научные исследования в других областях науки и техники. Хотя результаты работы лаборатории являются общедоступными, некоторые из исследований – в том числе, например, работы с плутонием, который применяется в создании ядерного оружия – по-прежнему строго засекречены.

XS
SM
MD
LG