Линки доступности

Новости Голливуда: все для молодежи


Взрослые после 25 лет не допускаются

Меня часто спрашивают: что происходит с Голливудом? Почему фильмы, производимые голливудскими студиями, с каждым годом становятся все более инфантильными, особенно те, что выпускаются в летний сезон?

Простого ответа на все эти вполне легитимные вопросы нет. Проблема – комплексная, сложная и не вполне понимаемая самими голливудскими студиями и их боссами. Эти люди, часто бухгалтеры по образованию и скучнейшие по натуре, «страшно далеки» от искусства и представляют собой корпоративные типажи, которые профессионалы кино далеко не любовно называют «костюмами».

Костюмы у этих боссов действительно стильные, куда более стильные, чем те фильмы, которые они выпускают. Пионеры Голливуда – голдвины, мейеры, зануки, лэммле – любили не только деньги, но и кино как таковое. И руководствовались своими часто правильными художественными инстинктами. А нынешние боссы студий, служители межнациональных акционерных обществ, частью которых стали киностудии, принимают решения на основе социологических опросов, демографических карт и прочих маркетинговых ресурсов.

Эта информация говорит им (и отчасти правильно), что главными посетителями кинотеатров являются молодые мужчины в возрасте до 25 лет. Именно эти молодые американцы, часто остающиеся подростками по своему эмоциональному развитию и после двадцати пяти, первыми устремляются в кинозалы при выпуске картин на экран. Но спешат они не на интеллектуальные упражнения больших художников, а на построенные на компьютерных спецэффектах зрелища. Фильмы такого рода мало чем отличаются по глубине, да и по визуальным решениям, от привычных этому поколению зрителей видеоигр.

Но так было не всегда. До конца 70-х годов главными посетителями кинотеатров были взрослые. Газетные и журнальные кинокритики писали именно для них. Некоторые критики, такие, например, как Полин Кайл, были даже властителями умов. С момента зарождения Голливуда как культурной институции США именно взрослые составляли основную часть зрительской аудитории. Кинофильмы делались взрослыми людьми для взрослых людей.

Безусловно, во все исторические периоды снимались фильмы и специально для молодежи, но они считались периферийными, маргинальными и не играли основной роли в кассовых сборах. После маркетинговой революции, последовавшей за выходом на экран спилберговских «Челюстей» и ознаменовавшейся массовым выпуском фильмов сразу на тысячи экранов, количество фильмов для взрослых стало резко снижаться, и к настоящему времени эта ниша занимается с переменным успехом лишь отдельными энтузиастами серьезного кино вроде бывшего главы студии «Мирамакс» Харви Вайнстина. Смесь его любви к искусству кинематографа и личного тщеславия дали миру немало серьезных картин, которые Вайнстин обычно готовит и «раскручивает» к осенне-зимней оскаровской кампании. Вроде «Английского пациента».

Что касается студий, то когда их боссы даже дают добро на постановку фильмов для взрослых, они настаивают на таких переделках сценариев, которые должны привлечь в кинозалы и людей моложе 30 лет. В результате такой перекройки целыми писательскими «комитетами» получаются иногда странные гибриды, не вполне устраивающие ни взрослых, ни молодежь.

Есть еще один фактор. В силу своего корпоративного характера студии не могут себе позволить долго раскручивать фильм, полагаясь на позитивную молву, как это было раньше. Нужен немедленный результат! Все определяет первый уикенд проката! Приток наличности! Отсюда выпуск некоторых фильмов сразу на 4000 с лишним тысячи экранов.

Да, иногда первый уикенд проката приносит несколько десятков миллионов только за счет широкого заброса прокатной сети. Но уже вторая неделя показывает, что успех был непрочным, и картину быстро снимают с проката. И это при том, что она стоила в постановке и маркетинге 120-150 миллионов долларов и более.

Один пример: фильм «Нокдаун» (Cinderella Man) стоил в производстве 88 миллионов долларов, его предпрокатный маркетинг – еще 40 миллионов. Вышла картина на 2800 экранах и принесла в первый уикенд 18,6 миллиона долларов – средний результат. В следующий уикенд сборы упали на 46,8%. Фильм провалился.

И одной из причин этого является неправильная адресовка картины. Как показали опросы зрителей, выходивших из зала, половина из них была старше 50 лет. Такой фильм для взрослых нельзя выпускать летом и на столь многих экранах. Нужна была совершенно другая рекламная кампания, направленная специально на взрослых зрителей. И время выпуска должно было быть иным – поздняя осень, зима. Ближе к «Оскару». Ведь в фильме играли Рассел Кроу и Рене Зеллвегер, лауреаты «Оскара». Поставлена картина режиссером Роном Ховардом, тоже оскароносцем.

И последнее. Студии должны задуматься над тем, кто будет ходить в кино в ближайшем будущем. Количество зрителей постоянно сокращается. Молодежь предпочитает видеоигры и другие домашние развлечения. Домашние телетеатры становятся все больше похожими на кинозалы. Специалисты говорят, что еще есть надежда на взрослых зрителей. Но чтобы их вернуть в кино, нужны совершенно другие фильмы.

XS
SM
MD
LG