Последние политические перемены в Украине, Грузии и Кыргызстане в значительной мере переменили представления о перспективах демократического развития в странах постсоветского пространства. Об этом говорит новое исследование независимой правозащитной организации «Freedom House» под названием «Страны переходного периода-2005» (Nations in Transit 2005). На вопросы Русской службы «Голоса Америки» ответила по телефону из Будапешта редактор нового издания Жаннет Геринг.
Семен Резник: Скажите, Жаннет, как проводилось ваше исследование, какова его методология и насколько надежны результаты?
Жаннет Геринг: «Страны переходного периода-2005» – это очередное исследование по странам бывшего СССР, которые «Freedom House» исследует систематически с 1995 года. Таким образом, наши исследования выпускаются уже десять лет. Методология состоит в том, что в основу положен один и тот же набор критериев, по которым ведется оценка уровня демократии в каждой из стран. Эти семь критериев следующие: центральная власть, местная власть, электоральный процесс, независимость средств информации, независимость судебной системы, гражданское общество и (последний индикатор) коррупция. Если говорить о России, то состояние демократии в ней сопоставляется с состоянием соседних стран и с состоянием самой России в предыдущие годы. У нас есть эксперты в каждой стране, в регионе в целом, в США. Проводятся количественные оценки, и сама структура отчетов делает их уникальными.
С.Р.: Какова же динамика в России и в других странах? Какова роль демократических революций в Украине, Грузии и Кыргызстане? Прежде всего, насколько стабильны эти новые демократии и каково их воздействие на то, что происходит в России?
Ж.Г.: Исследование по каждой стране базируется на наличии или отсутствии прогресса по сравнению с предыдущими годами. Если говорить отдельно о России, то я бы хотела указать на такие области, в которых ей следовало бы особенно сконцентрироваться. Второй год подряд наши исследования показывают отход России от демократии, причем более быстрыми темпами, чем в любой другой стране. А наш отчет этого года охватывает 27 стран плюс регион Косово. Рейтинг России значительно понизился по таким категориям, как электоральный процесс, независимость судебный системы. Не столь значительно, но тоже понизился рейтинг по таким категориям как гражданское общество и независимость средств информации. Путин говорит о демократии, но его дела не соответствуют словам. Его правление служит демократии плохую службу. И по контрасту я могу указать на соседнюю Украину, где зафиксирован значительный прогресс по тем категориям, по которым в России произошел регресс.
Интересно то, что в регионе, в котором все процессы еще недавно выглядели однородными, теперь развитие пошло по разным направлениям. Я хочу подчеркнуть, что принятие новых законов недостаточно, потому что законы хороши лишь постольку, поскольку они проводятся в жизнь. В России, например, пытаются создать параллельные структуры гражданского общества, что вроде бы хорошо. Но на практике это делается таким образом, что устанавливается государственный контроль над гражданским обществом вместо здорового взаимодействия между ними. А ведь то, что происходит в России, важно для всего региона, так как если бы в России создавались действительные демократические институты и формы правления, то это послужило бы моделью для ее соседей.
С.Р.: Что ваше исследование говорит о Кыргызстане, где произошла последняя из революций, причем наиболее спорная с точки зрения демократического процесса?
Ж.Г.: Последнее исследование охватывает 2004-й календарный год, так что события в Кыргызстане начала 2005 года в нем не отражены. Они будут оценены в будущем году. Но мы можем сказать о переменах в Кыргызстане в 2004 году. В течение этого года был заметный прогресс по такому показателю, как независимость прессы. По всем остальным категориям прогресса не было, а по независимости средств информации был. Тут есть о чем подумать.
С.Р.: Спасибо, г-жа Геринг.
Ж.Г.: Спасибо вам.