Линки доступности

Столкновения в Оше<BR>Интервью с Эдилом Байсаловым


По данным информационных агентств, в крупнейшем городе Киргизии Ош произошли вооруженные столкновения между структурами, которые контролируют ситуацию с торговлей на рынках юга республики. «Голос Америки» попросил Эдила Байсалова, президента «Коалиции за демократию и гражданское общество» в Бишкеке, прокомментировать эти сообщения.

Наджия Бадыкова:
Что же все-таки произошло в Оше? Это передел собственности властью, или здесь политические мотивы?

Эдил Байсалов:
Вы знаете, здесь всего понемножку, конечно. Но, в основном, это спор за хозяйствующие субъекты. И есть наверно и месть за прошлые обиды здесь, и есть чуть-чуть политики, потому что вопрос сейчас связан еще с тем, кто будет мэром крупнейшего после Бишкека города, нашей южной столицы Оша. Здесь очень много чего. Ну, конечно, то, что происходит, нас всех беспокоит, но я бы не стал преувеличивать значение этих событий, напрямую связывать их с последствиями нашей революции. Я считаю, что здесь мы видим нечто, что присуще большинству стран переходного периода. И такого рода события, на мой взгляд, происходят в любом из провинциальных российских городов чуть ли не каждую неделю.

Н.Б.:
Насколько Эркенбаев, депутат парламента, контролирует южный регион Киргизии? Нет ли здесь связи с наркобизнесом? Все-таки это юг республики. Как вы думаете?

Э.Б.:
Ну, вы знаете, после революции, конечно, у многих из нас были большие беспокойства. Такое наблюдалось вообще, потому что власть правительства Бакиева не могла достаточно жестко проводить свою политику в некоторых районах южного региона. Потому что именно там люди верили, что они контролируются Баяманом Эркенбаевым, который просто назначал не только руководителей государственных администраций, или, там, руководителей многих других ведомств, но вплоть до того, что снимал начальников погранзастав, территориальных отделений и Службы национальной безопасности. Поэтому многие наблюдатели сегодня в Бишкеке, слыша о тех последних событиях двух-трех последних дней – я бы сказал, что они не скрывают своей радости, слыша о том, что некогда могущественный, совсем недавно могущественный Баяман Эркенбаев уже не настолько могущественный, и находятся люди и силы, которые пытаются бросить ему вызов. Ну, а то, что Баяман Эркенбаев связан с каким-то наркотрафиком, ну, об этом, вы знаете, очень много говорил пресс-секретарь бывшего президента Аскара Акаева в последние дни нашей революции, когда он пытался обвинить оппозицию в связях с нарко-баронами. Но, что бы там ни было, Баяман Эркенбаев десять лет служил в акаевском парламенте, пользовался безусловной поддержкой первой леди Майрам Акаевой и прочих могущественных лиц. Я считаю, что у Аскара Акаева есть, что рассказать о Баямане Эркенбаеве и о своих связях с этим лицом.

Н.Б.:
И, тем не менее, как вы думаете, как завершатся эти события? Не перерастут ли они в более широкие волнения? Несмотря на то, что вы сказали, что такие явления, как передел собственности, могут быть в любом городе России… Понимаете, Россия очень большая, а Киргизия – это достаточно маленькая республика, и волнение в одном месте может, в принципе, отразиться немедленно на всей стране. Поэтому у меня все-таки такой вопрос: как вы думаете, как могут развиваться события?

Э.Б.:
Ну, Киргизия не такая маленькая страна, чтобы такой маленький инцидент, который имеет место вокруг одной личности, имел бы там катастрофические последствия для всей нашей страны. Наша страна укрепилась и окрепла после Революции 24 марта. Власть обладает полным набором полномочий и достаточно уверенно себя ведет в отношении многих вызовов, которые стоят перед нашей страной. Я бы не стал преувеличивать значение этих событий, даже не стал бы называть их волнениями. Речь идет о том, что один из депутатов парламента, Баяман Эркенбаев владеет Карасуйским базаром, и наверно кто-то другой ему бросает вызов. Я считаю, что эти лица должны поскорее перейти в правовые рамки в разрешении хозяйственных споров. Ну, а то, что после сегодняшних событий я уверен, что высшее руководство нашего государства, и, вообще, милицейские силы обратят на это внимание и предпримут усилия для укрепления безопасности – это не вызывает сомнений. Я не стал бы преувеличивать значение этих событий.

Н.Б.:
По сведениям РИА-Новости, Эркенбаев около месяца назад заявил, что на него совершено покушение, и что это связано с его политической деятельностью. В таком случае, что это, политическая спекуляция?

Э.Б.:
Вы знаете, на самом деле несколько журналистов недавно выступили с вопросом, было ли на него совершено серьезное покушение. Я вам хочу сказать, что после 24 марта ситуация развивалась буквально как на американских горках. С каждым днем и даже в течение дня происходило очень много событий. Но сегодня, накануне президентских выборов, мы на многие события оглядываемся с некоторой долей юмора и усмешки. Сейчас ситуация совершенно кардинально отличается от того периода в конце марта – начале апреля, когда это выглядело, что именно такие люди, как Баяман Эркенбаев, будут контролировать судьбу нашей страны. Сейчас судьба страны находится в руках народа Кыргызстана, который 10 июля изберет сильного президента, который наконец и восстановит порядок, и будет вести нашу страну достаточно уверенно, по законному руслу. Такие люди, как Баяман Эркенбаев, они принадлежат прошлому.

XS
SM
MD
LG