Линки доступности

Российские правозащитники предупреждают: нельзя обеспечить безопасность, нарушая права человека


Президент Путин обещал президенту Бушу безоговорочную поддержку в борьбе с международным терроризмом, но в то же время он использует любые методы для подавления демократических институтов и прав человека. О действиях Путина в этом направлении говорили, выступая в вашингтонском офисе радиостанций «Свобода/Свободная Европа», руководители двух московских независимых демократических организаций – Юрий Джибладзе, основатель и президент московского Центра развития демократии и прав человека, и Таня Локшина, основатель и руководитель московского Центра информации «Демос».

До приезда в Вашингтон Джибладзе и Локшина были на конференции в Центре имени Картера в Атланте, где вместе со своими коллегами из пятнадцати стран обсуждали проблему ухудшения положения с правами человека во всем мире и рост авторитаризма в контексте борьбы против террора.

На конференции была отмечена схожесть ситуации в разных странах. Отмечалось также, что политика западных демократий (в том числе США), предусматривающая, в частности, стратегическое партнерство со многими авторитарными режимами (включая Россию) в рамках борьбы против террора, на деле не работает и приводит к ухудшению положения с правами человека, к нарушениям законности и принципов демократии, и в конечном итоге снижает уровень безопасности.

Говоря о целях визита в Вашингтон, Юрий Джибладзе указал в интервью для Русской службы «Голоса Америки», что во время встреч с американскими законодателями, сотрудниками госдепартамента и политическими деятелями он стремился донести до них информацию о том, что происходит в России, и выразить свою озабоченность неэффективностью политики США по отношению к России. В то же время он призвал не изолировать Россию, не исключать ее из различных международных организаций, а изменить природу диалога с Россией.

По мнению Юрия Джибладзе, нельзя закрывать глаза на разрушение демократических институтов и на резкое ухудшение положения с правами человека по всей России и в Чечне. Необходимо вернуть права человека и демократию в центр диалога и включить этот диалог в контекст вопросов безопасности, объясняя российским партнерам, что безопасность немыслима без соблюдения закона, без демократических институтов, без уважения прав человека.

Юрий Джибладзе отметил, что положение с правами человека в сегодняшней России за последние годы значительно ухудшилось – в основном после событий 11 сентября 2001 года, и еще сильнее – после трагедии в Беслане в сентябре 2004 года. После 11 сентября президент Путин обещал Соединенным Штатам поддержку в борьбе с международным терроризмом. В то же время это позволило России игнорировать любую критику в свой адрес, развернуть на 180 градусов политический режим в стране и из неустойчивой ельцинской демократии превратить Россию в авторитарный режим с практически несуществующими политическими дискуссиями, с покорным парламентом, с подконтрольными средствами массовой информации, с отменой выборов губернаторов, с затравленным бизнес-сообществом, с уничтоженным местным самоуправлением, уничтоженным федерализмом, и теперь, в дополнение ко всему, – с преследованиями неправительственных организаций.

Все это, по словам Джибладзе, привело к резкому учащению случаев нарушения прав человека во всех областях. Особую озабоченность населения вызывают злоупотребления, насилие и пытки со стороны правоохранительных органов, продолжающаяся война в Чечне и ответные террористические акты. Все это оказывает влияние на всю страну.

В самое последнее время наблюдаются резкие изменения в судебной системе России, которая стала все чаще и чаще достаточно беспардонно использоваться исполнительной властью для политических целей. Это можно видеть не только по делу Ходорковского, но и по шпионским процессам Сутягина, Данилова и многих других. Более десятка судей Московского городского суда не прошли очередную квалификационную комиссию, потому что они отказались выносить приговоры по политическим делам, важным для исполнительной власти. Это имеет фундаментальное значение для прав человека. «Доступ к правосудию, справедливый суд и верховенство права – это то, что определяет гарантии прав человека», – сказал Юрий Джибладзе.

Руководитель аналитического центра «Демос» Таня Локшина тоже говорила о том, как борьба с терроризмом используется для подавления прав человека и демократических институтов. Главное внимание она сосредоточила на ситуации в Чечне. «Вторая чеченская война, – сказала г-жа Локшина, – проводится под флагом антитеррористической операции. После того, как эта антитеррористическая операция длилась более пяти лет, оказалось, что вместо того, чтобы снижать угрозу терроризма, она способствовала росту этой угрозы, что было признано на официальном уровне. В документе генеральной прокуратуры Российской Федерации около года назад было зафиксировано, что террористическая деятельность на Северном Кавказе привела к значительному росту террористических атак по сравнению с предыдущим периодом».

«США и государства Евросоюза закрывают глаза на нарушения прав человека в России, полностью игнорируют чеченский конфликт, – продолжала Таня Локшина, – ссылаясь на то, что им необходимо сотрудничество с Россией в обеспечении безопасности и в войне с международным терроризмом и что для этого им необходимо поддерживать диалог с российскими властями в этом направлении. Однако не может быть никакой безопасности, когда в России происходят грубейшие нарушения прав человека, когда сотрудники силовых структур абсолютно безнаказанно похищают, пытают и убивают людей. Во время второй чеченской войны было похищено и пропало без вести около пяти тысяч человек. Родственники этих людей представляют собой неисчерпаемый ресурс для террористов».

«Американские власти и государства Евросоюза должны понимать, когда они устанавливают партнерские отношения с Российской Федерацией, что пока будет длится эта война и Россия не положит конец абсолютной безнаказанности, установившейся в регионе, никакой стабильности в России быть не может, и соответственно никакой стабильности быть не может ни на европейском, ни на международном пространстве», – сказала руководитель аналитического центра «Демос» Таня Локшина.

Фото © RFE-RL


XS
SM
MD
LG