Героями политической сцены в Вашингтоне на прошедшей неделе были умеренные представители обеих партий. Группа из четырнадцати сенаторов – семь республиканцев и семь демократов – выработала компромисс, позволивший избежать очень острого столкновения в Сенате, в связи с утверждением кандидатур нескольких федеральных судей, номинированных президентом Бушем. Но удержится ли этот дух сотрудничества двух партий?
Соглашение центристов в Сенате было достигнуто всего за несколько часов до столкновения на официальном заседании по поводу давней парламентской тактики, называемой «филибастер». Суть этой тактики состоит в том, что сенаторы от партии, находящейся в меньшинстве, но выступающей против какого-то законопроекта или номинированного президентом кандидата, ведут бесконечные дебаты, сменяя друг друга и не позволяя прекратить прения. Согласно установленному правилу, для прекращения прений надо иметь большинство не меньше 60 голосов из ста, чем и пользуются представители меньшинства.
Демократы, находящиеся в оппозиции, угрожали применить филибастер, чтобы заблокировать некоторых кандидатов в федеральные судьи, которых они считают слишком консервативными и идеологизированными. Руководство республиканского большинства в Сенате грозило, в качестве ответной меры, изменить правила, приняв решение о том, что вопрос о прекращении прений будет решаться простым большинство голосов. Такое решение имело бы далеко идущие последствия, так как лишало бы партию меньшинства возможности сколько-нибудь эффективно влиять на принятие решений.
Однако 14 умеренных сенаторов от обеих партий сумели добиться компромисса. Они договорились о том, что демократы не будут блокировать голосование по части спорных кандидатур, но в чрезвычайных обстоятельствах сохранят за собой право использовать филибастер в будущем.
«В Сенате, который стал чрезвычайно поляризованным и разделенным по партийной принадлежности, двухпартийный центр все-таки показал свою жизнеспособность», - сказал сенатор-демократ Джо Либерман
Как считает вашингтонский политолог Стюарт Ротенберг, центристы все еще могут оказывать влияние, если они действуют совместно. Но многие группы консерваторов, с одной стороны, и активисты-либералы, с другой, крайне недовольны выработанным компромиссом. Консерваторы полны решимости ликвидировать филибастер, чтобы не допустить блокировки кандидатов, номинируемых президентом. Либералы же недовольны уступкой демократов, которые, по их мнению, согласились не препятствовать назначению слишком консервативных лиц в Федеральные суды.
Многие политические аналитики поэтому предсказывают, что влиянию политического центра будет рано или поздно брошен вызов, особенно если появится вакансия в Верховном суде США.
Сенаторы от обеих партий признают, что такая вакансия может привести к крупной конфронтации между президентом Бушем, который должен будет номинировать нового члена Верховного суда, и находящимися в оппозиции демократами, которые могут попытаться заблокировать его кандидатуру в ходе сенатских дебатов.
«Все будет зависеть от личности номинированного кандидата, - продолжает Стюарт Ротенберг. - Президенту будет непросто найти кандидатуру, приемлемую для политиков разных взглядов. Но это станет хорошей проверкой достигнутого компромисса, а также прояснит смысл того, что имели в виду умеренные сенаторы, когда договорились, что будут утверждаться все кандидатуры, кроме настроенных наиболее экстремистски».
В настоящий момент центристы удерживают баланс власти, по крайней мере, в Сенате. Но как долго продержится хрупкое равновесие в политически поляризованном Вашингтоне, можно только гадать.