Линки доступности

События в Узбекистане: мнения экспертов


Американские эксперты считают, что недавние кровопролитные события в Узбекистане, которые были жестоко подавлены правительством президента Ислама Каримова, могут дестабилизировать всю Центральную Азию. Ситуация в этом регионе и политика США по отношению к Узбекистану была темой дискуссии, состоявшейся несколько дней назад в вашингтонском Фонде «Наследие» (Heritage Foundation).

Участники круглого стола говорили о том, что конфликты на национальной почве, подъем радикального ислама и деятельность террористических организаций в Средней Азии смешиваются с абсурдной политикой коррумпированных, часто жестоких и авторитарных режимов стран этого региона.
В Узбекистане сотни людей были убиты, когда правительственные войска открыли огонь по демонстрантам в Андижане, расположенном в бедном и густонаселенном районе Ферганской долины. Президент Каримов заявляет, что волнения были спровоцированы радикальными исламистами, имеющими связи с террористами и стремящимися создать в Средней Азии исламский халифат.

Эксперт по Средней Азии Дэниэл Киммедж высказал мнение, что исламская угроза – вещь реальная, но чрезмерно раздутая узбекским правительством и западными аналитиками. «Волнения в Андижане были вызваны разными причинами, – указал он. – Но тысячи жителей Узбекистана вышли на улицы (причем не только в Андижане) в первую очередь не потому, что были недовольны проводимой правительством политикой: они протестовали против тяжелейших экономических условий».

В Узбекистане находится американская военная база, и США считают, что Центральная Азия играет важную стратегическую роль в глобальной войне против терроризма. Америка заинтересована в стабильности и экономическом процветании стран этого региона.

Некоторые наблюдатели заявляют, что Вашингтон должен более активно поддерживать экономические и политические реформы в Центральной Азии. Но Ричард Вейтц, эксперт по вопросам безопасности из Гудзоновского института (Hudson Institute), подчеркивает, что Соединенным Штатам следует действовать осторожно. По его мнению, внезапная смена правящего режима может привести к власти антизападных радикальных исламистов: «Мы хотим, чтобы на смену авторитарному режиму пришла демократия, а не теократия. С подобной дилеммой мы сталкивались уже в годы «холодной войны» во Вьетнаме. Необходимо реформировать правительство, не ослабляя его до такой степени, чтобы оно могло быть свергнуто».

Ричард Вейтц далее подчеркнул, что Америка имеет мало возможностей повлиять на местные режимы, и в настоящее время США уделяют внимание главным образом проблемам других регионов: Ираку, Ирану, Северной Корее.

По мнению Дэниела Киммеджа, Запад не может допустить, чтобы недавно вышедшие из постсоветского влияния страны Центральной Азии погрузились в хаос. По его мнению, не исключено, что радикальные оппозиционные движения попытаются использовать распространенное в обществе недовольство для свержения авторитарных режимов. «На горизонте смутно вырисовывается возможность возникновения в центральноазиатском регионе нового государства в результате беспорядков, революции, государственного переворота или войны, свергнувших прежнее правительство, – сказал Киммедж. – Появились предположения, что наихудший сценарий развития ситуации в Центральной Азии будет напоминать события в Западной Африке: там постколониальные государства с хорошими перспективами в итоге оказались несостоятельными в результате ошибок в государственном управлении, усугубивших уже оформившийся национальный конфликт, а также ряда других факторов».

Другие эксперты считают, что можно будет избежать подобного развития событий, если правительства стран Центральной Азии начнут проводить в жизнь свои собственные программы реформ. Но эксперты сомневаются в том, что президент Узбекистана Ислам Каримов сможет и захочет начать радикальные реформы без давления и помощи извне. По словам Ариэля Коэна, одного из ведущих научных сотрудников Фонда «Наследие», правительство Узбекистана показало, что оно без колебаний будет применять силу против потенциально готовой на насилие оппозиции. Поэтому, считает Коэн, Узбекистан может стать особенно трудным тестом американской политики «противостояния диктатурам и продвижения демократии по всему миру».

Ариэль Коэн предлагает использовать взаимодополняющий, многосторонний подход к решению центрально-азиатского кризиса. Он отмечает, что хотя Россия и Китай с подозрением относятся к присутствию в этом регионе Соединенных Штатов, но задачи и цели у всех сторон здесь примерно одинаковые, указывает он: «Возможно, это наивно с моей стороны, но я все еще надеюсь на создание рабочей группы, в которую вошли бы представители США, ЕС, России и Китая. Почему? Потому что я считаю, что у нас общие интересы по предотвращению исламизации Центральной Азии и хаоса в этом регионе. Вы только представьте себе, сколько миллионов жителей стран Центральной Азии может хлынуть в Россию при возникновении хаоса в регионе!»

Соединенные Штаты и Европейский Союз потребовали проведения международного расследования недавних трагических событий в Узбекистане. Государственный секретарь Кондолиза Райс заявила, что США могут сократить американскую помощь правительству Узбекистана, если оно будет и далее препятствовать проведению международного расследования кровопролития в Ферганской долине.

XS
SM
MD
LG