Линки доступности

Письмо американского конгрессмена президенту Путину<BR>Мнение эксперта


Американский конгрессмен Кристофер Кокс направил президенту Путину письмо, которое было на днях доставлено в российское посольство в Вашингтоне. Конгрессмен просит уточнить, правильно ли американские СМИ процитировали слова, сказанные российским президентом во время ежегодного обращения к Федеральному собранию.

В письме приведена цитата из речи Путина: «Прежде всего, следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века». Президент России пока не ответил на это письмо. Конгрессмен Кокс предлагает Путину назвать крупнейшей катастрофой прошлого века в России «сам Советский Союз».

«Голос Америки» попросил независимого комментатора Павла Фельгенгауэра прокомментировать письмо конгрессмена Кокса.

Люсьен Фикс:
Павел, считаете ли вы крушение Советского Союза крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века?

Павел Фельгенгауэр:
Совершенно очевидно, что человек, который считает крушение СССР крупнейшей катастрофой века, а не Вторую мировую войну, Холокост или что-либо подобное – это человек, для которого советское прошлое остается самым замечательным и важным в его жизни. В принципе, в этом ничего особенно нового нет. И так было понятно всегда, что Путину советское прошлое, в основном, нравится. Впрочем, это довольно популярно вообще в России, хотя тут есть люди, которые думают совершенно иначе, что крушение СССР принесло освобождение сотням миллионов людей и в России, и во многих других странах, которые были под советской оккупацией и советским гнетом. Я с ним не согласен, но многие в России, я думаю, с ним согласятся.

Л.Ф.:
Высказывание Путина возродило критику в американском Конгрессе по поводу того, что некоторые конгрессмены называют тревожными антидемократическими тенденциями в России, и вызвало беспокойство о курсе демократии в России. Каким курсом, по вашему мнению, идет Россия?

П.Ф.:
Совершенно очевидно, что сегодняшняя Россия, в общем, государство не демократическое, скорее, это автократия. У нас свободы слова, можно считать, почти нет. Выходят некоторые независимые газеты, но электронные СМИ полностью под контролем Кремля, да и печатные СМИ, большая их часть, тоже самоконтролируется, поскольку критика лично Путина часто приводит к неприятным последствиям. Говоря о демократических выборах, нужно отметить, что некоторые недавно были отменены, как, например, выборы губернаторов; другие трудно считать демократическими, поскольку их результаты фальсифицируются, как, например, в Чечне и в других местах Северного Кавказа. Но в этом ничего нового нет. Со времени прихода к власти Путин постепенно сворачивал демократию в России и устанавливал действия режима авторитарного правления. Правда, с Советским Союзом это сравнивать нельзя, режим гораздо слабее, советского тоталитарного контроля здесь нет, но и демократии, в западном ее понимании, тоже нет.

Л.Ф.:
На слушаниях в Конгрессе американские законодатели – республиканец Кристофер Кокс и его коллега демократ Том Лантос заявили, что Россия должна быть исключена из «Большой восьмерки» и оставаться «за бортом» до тех пор, пока президент Буш и другие лидеры не подтвердят, что Москва привержена уважению и соблюдению признанных демократических принципов. Вы согласны с мнением конгрессменов?

П.Ф.:
Такие мнения высказывались и ранее, в частности, сенатором Маккейном. Исключить Россию из «Большой восьмерки» практически невозможно, для этого потребуется согласие не только американского Конгресса, но и других стран, которые туда входят – Италии, Франции, Германии, с лидерами которых у России лучшие отношения в рабочем порядке, чем, скажем, с некоторыми членами американского Конгресса. С другой стороны, Россия, фактически, в «Большой семерке» тоже осталась. Она как бы, приглашена к политическим дискуссиям, но важнейшие экономические решения, которые принимаются в рамках «Большой семерки», принимаются без России. Я думаю, в целом, лидеров западных стран такая ситуация устраивает. Требования исключить Россию из «Большой восьмерки» раздражают Москву, но, поскольку серьезные дипломаты понимают, что этого почти наверняка не будет, эти требования не вызовут никаких серьезных изменений во внутренней политике Кремля. Скоро нужно будет решать вопрос о принятии России в ВТО. В американском Конгрессе, вероятно, это решение начнут увязывать с разными другими вещами, в том числе и с демократией. Тут возможен некоторый торг с Москвой.

Л.Ф.:
В будущем году Россия будет выступать в роли хозяина саммита «Большой восьмерки». Конгрессмены намерены сделать все, чтобы этот саммит в Москве не состоялся. Считаете ли вы, что Россия достойна быть хозяином саммита «Большой восьмерки».

П.Ф.:
Скорее всего, не совсем достойна. С другой стороны, в «Большую восьмерку» входит итальянский премьер Сильвио Берлускони и французский президент Жак Ширак, которые обвинялись в различных правонарушениях и находились под судом и следствием. В клубе «Большой восьмерки» есть разные люди, но реальная политика, «realpolitik», отличается от того, что написано в учебниках, и чего бы хотелось многим людям. Так что, я думаю, саммит все же состоится. Россия – очень важная страна, экспортирующая нефть, имеющая ядерное оружие, страна, являющаяся союзником в борьбе с терроризмом, и из-за пустой демонстрации никто специально обижать Путина не будет. С другой стороны, надо подождать до будущего года. Сейчас трудно предсказать, как будет развиваться ситуация. Сейчас кажется, что, несмотря на критику, саммит все-таки состоится.

XS
SM
MD
LG