Линки доступности

Обзор печати от 16 апреля 2005 г.


Размолвка длиной в тысячу лет. Газета «Вашингтон пост» продолжает комментировать реакцию в России на кончину Папы Римского Иоанна-Павла Второго и затрагивает при этом проблему неприязненных отношений между Русской Православной Церковью и Ватиканом. Статью своего московского корреспондента Питера Финна на эту тему газета подает под заголовком «Из России – соболезнования и подозрительность».

«Свое сочувствие Римско-католической Церкви в связи со смертью Папы выразили многие россияне, в том числе президент Путин и патриарх РПЦ Алексий Второй. Но при этом в посланиях соболезнования сквозит подозрительность, а некоторые российские круги даже откровенно злорадствуют… Подобные настроения восходят к великому расколу 1054 года, в результате которого в христианстве образовались две ветви – западная и восточная. После распада СССР отношения между Ватиканом и Русской Православной Церковью еще более обострились».

«В обстановке преследований религии со стороны советской власти в 60-е годы прошлого века между православной церковью и Ватиканом произошло сближение, – продолжает «Вашингтон пост». – Однако уже в начале 90-х годов застарелая вражда вновь обострилась. Катализатором стали события в Украине, объявившей о своей независимости. При Сталине по окончании войны исповедовавшие католицизм западные украинцы были насильственно переданы под управление Московской патриархии. Теперь же они вновь заявили о своей принадлежности к римско-католической вере и начали требовать возвращения изъятой у них церковной собственности – в отдельных случаях с применением силы».

«Эта проблема не потеряла своей остроты и сегодня, – отмечает вашингтонская газета. – Сыграла она свою роль и в нагнетании враждебных чувств по отношению к новому украинскому президенту Виктору Ющенко, которого активно поддерживает католическая община Западной Украины».

Иоанн-Павел Второй неоднократно высказывал желание посетить Россию, но это ему так и не удалось. Со слов Анатолия Красикова, директора Центра общественных и религиозных исследований при московском Институте Европы, автор статьи упоминает, что патриарх Алексий Второй в отдельные моменты высказывал заинтересованность в визите Папы. «Однако, – утверждает Красиков, – он не смог преодолеть сопротивление реакционно настроенных иерархов в собственном окружении, которым везде мерещатся враги». «Официально РПЦ выразила свои соболезнования, но в них совершенно явственно ощущается недовольство католицизмом», – заключает «Вашингтон пост».

«Наши», «Идущие вместе» и другие. «Ведущую роль в недавних революционных событиях в Грузии, Украине и Киргизии сыграли студенты-активисты, – пишет Алан Куллисон в газете «Уолл-стрит джорнэл». – Прежние режимы в этих странах пытались организовать контрвыступления силами своих сторонников, но эти попытки оказались слишком слабыми или слишком запоздалыми. За таким развитием ситуации в Кремле наблюдали с растущей тревогой. И решили создать новую линию обороны – прокремлевские молодежные группы. Так появилась «Идущие вместе» Виктора Якеменко, а месяц назад под его же руководством – откровенно пропутинская группа «Наши». В то же время в стране активизировались и оппозиционные молодежные группировки, в частности, национал-большевики Эдуарда Лимонова».

«В последние несколько лет российские политические партии в основном махнули рукой на молодежный электорат в силу его безнадежной аполитичности. Однако бурные катаклизмы в бывших советских республиках вынудили российских политтехнологов более пристально приглядеться к молодежи. Это относится не только к партии власти, но и к таким оппозиционным партиям, как «Яблоко» и СПС: месяц назад произошло слияние их молодежных организаций». Что же касается появления группы «Наши», то автор статьи в «Уолл-стрит джорнэл» констатирует, что «Идущие вместе» не оправдали возлагавшихся на них надежд властных структур и постепенно «потеряли свой запал».

«Герой нашего времени». Последний номер журнал «Тайм» посвящен ста самым заметным современным политикам, финансистам и деятелям культуры. Раздел «Герои и символы» в этой классификации открывает небольшая статья президента Польши Александра Квасьневского о новом украинском президенте Викторе Ющенко.

«Виктор Ющенко изменил сам облик своей страны, – пишет Квасьневский. – Он не только возглавил «оранжевую революцию», но и укрепил народную веру в силу гражданского общества у себя на родине и по всему миру… Он стал выдающимся политиком именно потому что добивался не личной власти, а правды и достоинства для своих сограждан».

«Украинская революция воскресила в нашей памяти события, связанные с рождением движения «Солидарность» на Гданьской судоверфи в 1980 году. Ющенко обеспечил проведение повторных выборов мирным путем, за столом переговоров. Мне выпала честь, – продолжает президент Польши, – участвовать в этих переговорах вместе с руководителем внешней политики Евросоюза Хавьером Соланой и президентом Литвы Валдасом Адамкусом. Переговоры не увенчались бы успехом, если бы Ющенко не поставил общественное благо выше своих личных обид. Украинская революция оказала оздоровляющее влияние. Благодаря Виктору Ющенко Украина обрела свою собственную «Солидарность».

«Я убежден, что после серии реформ перед Украиной откроется путь в Европу», – заканчивает статью в журнале «Тайм» Александр Квасьневский.

Обзор подготовил Лио Стерн.

XS
SM
MD
LG