Министерство юстиции Беларуси пытается в судебном порядке ликвидировать «Независимый институт социально- экономических и политических исследований» (НИСЭПИ) – одну из немногих оставшихся в этой стране организаций, которая пытается, в противовес пропагандистской машине режима Лукашенко, узнать, что белорусы на самом деле думает о происходящем в стране.
На вопросы «Голоса Америки» о ситуации в Беларуси, о недавней сочинской встрече президента Путина с Александром Лукашенко отвечает Светлана Калинкина, заместитель главного редактора «Народной воли» – последней ежедневной независимой газеты Беларуси.
Алекс Кэмпбелл:
Как сообщают средства массовой информации, Минюст Беларуси обвинил социологов Независимого института социально-экономических и политических исследований в том, что они не изучают общественное мнение, а влияют на него. Идет речь о закрытии одного из последних институтов опроса общественного мнения в Беларуси, я имею в виду – независимых институтов. Как бы вы прокомментировали происходящее?
Светлана Калинкина:
Комментарий будет очень простой. Власть Лукашенко держится на мифах. Один из них – это миф о всенародной поддержке белорусского президента. И те немногие социологические центры, которые оставались в Беларуси – они его активно разрушали. По последним данным того же НИСЭПИ или социологической лаборатории «Новак», рейтинг Лукашенко не превышает сорока процентов. Во многих регионах, особенно в Минске, он не достигает даже 30 процентов. Против этих данных у власти нет аргументов, и поэтому предпринята попытка просто закрыть эти институты. Это, кстати говоря, вторая попытка, первая была накануне референдума, когда социологические центры пытались заставить, чтобы они перед тем, как проводить опросы, согласовывали их в Совете министров. Но с тем решением спохватились поздно, референдум все-таки прошел, все-таки был проведен и экзит-пул, и постоянные до референдума опросы, которые подтвердили – Лукашенко не мог выиграть референдум, белорусы против того, чтобы он и дальше оставался на своем посту. И вот сейчас – ответная реакция, чтобы накануне следующих выборов такие мнения уже просто не звучали.
А.К.:
Очередной удар по средствам массовой информации был нанесен на днях, выдвинут огромный иск против корреспондента «Новой газеты» Ирины Халип. Пытаются взыскать с нее огромную сумму денег, якобы за оскорбление профессиональной репутации некоего Аркадия Мара. Как бы вы прокомментировали ситуацию в средствах массовой информации в Беларуси в целом, и как удается «Народной воле» выживать в этой ситуации?
С.К.:
Ситуация со СМИ, к сожалению, все хуже и хуже. И, поскольку сейчас мы наблюдаем очередной этап наступления, все-таки мне приходится констатировать, что, наверно, есть основания у тех политологов, которые прогнозируют, что, возможно, уже этой осенью в Беларуси могут состояться президентские выборы. Иск, который был выдвинут в отношении Ирины Халип, он просто вызывающ для нашего общества. Потому что буквально недавно в Беларуси завершился суд по делу о гибели шестнадцатилетней девушки, и иск ее родственников, который был удовлетворен, составлял не больше тысячи долларов. А здесь – вот такая огромная сумма просто за репутацию сомнительного журналиста. К сожалению, у «Народной воли» ситуация не лучше, потому что в отношении нашей газеты тоже уже выдвинут иск на достаточно крупную сумму. Это лидер пропрезидентской партии посчитал себя оскорбленным, и, поскольку наши суды очень зависимы от власти – разделения властей у нас в этом смысле просто нет – хороших перспектив рассмотрения этого дела в суде, к сожалению, я не вижу. Газет в Беларуси на сегодняшний день все меньше и меньше. Телевидения независимого нет вообще, радио нет вообще, остается одна независимая ежедневная газета, это «Народна воля», которую я представляю, и несколько еженедельников. У всех независимых газет белорусских тираж недельный намного меньше, чем ежедневный тираж одной пропрезидентской газеты «Советская Белоруссия». То есть, общественное мнение готовится к новой политической кампании.
А.К.:
Как освещала «Народная воля», какие были публикации в вашей газете по поводу недавней встречи в Сочи президентов Путина и Лукашенко?
С.К.:
Мы ожидали, что на встрече с Путиным Лукашенко все-таки будет говорить о своей инициативе провести выборы уже осенью этого года. И, поскольку мы знаем Лукашенко уже много лет, многие из журналистов «Народной воли» даже работали у Лукашенко, мы по его реакции можем понять его настроение, даже когда что-то не говорится вслух. Как нам кажется, встреча в Сочи не совсем удалась. Лукашенко не был доволен тем, что ему сказал президент России. Вероятно, там был сложный разговор. В течение пяти часов наверняка обсуждались многие темы, но вряд ли это были экономические темы. На сегодняшний день белорусские власти рассматривают два варианта сохранения за Лукашенко его поста. Это выборы осенью этого года, ускоренные, поскольку оппозиция не готова к этим выборам, и это выборы президента союзного государства. И, к сожалению, вот эта идея все больше получает поддержки в России. Все больше выступает российских политологов и политиков, которые говорят, что объединение Беларуси и России и введение президента союзного государства, может быть даже важнее, чем то, займет ли Путин этот пост. Лично у меня нет сомнения, что если Лукашенко выпустят на российские экраны и на российскую аудиторию, он обыграет Путина в борьбе за российский электорат.