Линки доступности

Революция в Кыргызстане: причины и последствия. Слушания в Хельсинкской комиссии США


«Революция роз» в Грузии в 2003-м году, «оранжевая революция» в Украине в 2004-м, падение режима Аскара Акаева в Кыргызстане в 2005 году… Бескровные революции охватили постсоветское пространство. Какие последствия может оказать «тюльпановая революция» в Кыргызстане на другие страны Центральной Азии? Эти вопросы обсуждались
в Конгрессе США на заседании американской Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая иначе называется «Хельсинкская комиссия США».

Открывая слушания, председатель Хельсинкской комиссии сенатор Сэм Браунбэк сказал, что хотя падение режима Акаева было молниеносным, оно не было неожиданным. По его словам, аналитики предсказывали, что «народное восстание может вспыхнуть в Кыргызстане раньше, чем в других центрально-азиатских республиках стран СНГ. Не следует удивляться тому, что народ Кыргызстана, наконец, сказал «Хватит!» коррупции властей, фальсификации результатов выборов и недостойному правлению».

«Я надеюсь, что руководители других бывших советских республик сделают соответствующий вывод из грузинско-украинско-казахского синдрома», – сказал в заключение своего вступительного слова сенатор Браунбэк.

«Для меня как журналиста, следившего за политической ситуацией в Казахстане, события 24 марта не были неожиданными, – сказала редактор оппозиционной газеты «Res Publica» Замира Сыдыкова. – Тот факт, что Аскар Акаев бежал из страны, может служить указанием на то, что он понимал настроение народа. Акаев утратил конституционное право оставаться на президентском посту еще в 2000 году. Но коррупция, в которую была вовлечена вся его семья, дала ему возможность, в нарушение Конституции, всевозможными махинациями продолжать удерживать власть и фальсифицировать президентские выборы 2000 года».

«С тех пор ситуация в Кыргызстане продолжала ухудшаться, – продолжала г-жа Сыдыкова. – Наглядным примером служит расстрел мирной демонстрации в городе Аксы. Приверженность народа Казахстана демократическим ценностям, которые мы продемонстрировали в 2005 году, свидетельствует, что демократия может развиваться, независимо от религиозных взглядов большинства населения страны».

Замира Сыдыкова напомнила слова президента Буша о диктаторах и тирании: «На нас произвело неизгладимое впечатление заявление президента Буша, сделанное после его инаугурации, о том, что Америка не позволит узурпировать власть посредством тирании диктаторам, которые пришли к власти в развивающихся странах. Это было ярким сигналом, который придал нам уверенность в том, что наши чаяния и права рассматриваются в правильном свете».

После выступления Замиры Сыдыковой сенатор Браунбэк заметил, что она выступала как частное лицо и что после выступления она отправится в государственный департамент для официального оформления ее аккредитации в качестве нового посла Кыргызстана в Соединенных Штатах.

«Нищета, коррупция и опасения того, что Аскар Акаев прибегнет к саботажу, чтобы продолжить свое правление, вынудило оппозицию и народ выйти на улицы так же, как это произошло в ходе «революции роз» в Грузии и «оранжевой революции» в Украине», – сказала в своем выступлении специалист по Центральной Азии Марта Брилл Олкотт, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир.

«Если «тюльпановая революция» окажется успешной, – продолжала она, – это будет свидетельством силы народа и приведет к положительным переменам во всем регионе, который многие списали со счетов в плане построения демократии. Это будет сигналом другим лидерам стран региона серьезно отнестись к соблюдению гражданских политических прав, в противном случае им придется считаться с возможностью утери власти. Если же «тюльпановая революция» потерпит поражение, это не будет свидетельством того, что народы Центральной Азии не смогли выдержать экзамен, но лишь того, что правящая элита Кыргызстана успешно саботировала процесс политических перемен. Но даже в том случае, если киргизская революция окажется тщетной, другие лидеры центрально-азиатских стран не будут чувствовать себя в безопасности».

«Установление более демократичного правления в Кыргызстане дает Соединенным Штатам новую возможность оказывать воздействие на положительные перемены в этой стране. Если новое правительство в Бишкеке попросит США о помощи в области экономики и безопасности, чтобы преодолеть трудный переходный период, оно должно продемонстрировать, что выборы были более демократичными, чем при режиме, который оно отвергло», – сказала в завершении своего выступления Марта Брилл Олкотт.

Казахский тележурналист Юлия Савченко, в настоящее время находящаяся на стажировке по программе Рейгана-Фасселла в американском Фонде поддержки развития демократии, указала на возможность борьбы за власть между лидерами революции в Казахстане.

«Многие обозреватели считают, что отставка Акаева может быть прелюдией к соперничеству между политическими партиями и отдельными политиками, – сказала она, – в частности, бывшим премьер-министром и мэром Бишкека Феликсом Куловым и временным президентом Курманбеком Бакиевым. Люди считают, что революции в республиках бывшего СССР приведут к демократии. Но в Кыргызстане никто из новых лидеров даже не упоминает слово «демократия». У нас много ярких личностей среди новых лидеров, но они не провозглашают демократические принципы главной целью своей деятельности».

«Революция в Кыргызстане достигла только половины своей цели, – подчеркнула Юлия Савченко. – Акаева больше нет, но парламент, созданный по его образу и подобию, остается. А ведь выборы в парламент и вызвали народное восстание, которое завершилось свержением коррумпированного режима».

XS
SM
MD
LG