Свергнутый президент Кыргызстана Аскар Акаев обвиняет США в организации революции. Досталось от него и целому ряду американских общественных организаций, включая “Freedom House” («Дом свободы»), по проекту которого в Бишкеке создана независимая типография. Аналогичные обвинения настойчиво звучат и в российских СМИ. «Голос Америки» решил выяснить степень участия типографии в революционных событиях у ее директора Майка Стоуна.
Майк Стоун – невысокий толстяк с веселыми глазами и копной непокорных седых волос, которые ему постоянно приходится откидывать со лба – мало похож на революционера. Но внешний вид, как известно, бывает обманчив.
«Итак, - со всей серьезностью начала я наш разговор, - расскажите, пожалуйста, о роли вашей типографии в кыргызстанской революции». Ответом мне был раскатистый смех. Вдоволь насмеявшись, мой собеседник сказал, что я явно нуждаюсь в образовании, и незамедлительно приступил к делу.
Вот что я узнала. Типография была создана в рамках проекта Центра поддержки СМИ в Кыргызстане, который спонсировал «Фридом хауз». ЦПМ – общественная организация, во главе которой стоит Совет директоров, возглавляемый сенатором Маккейном. Среди 17 членов Совета – видные американские политические и общественные деятели, крупные журналисты и представители кыргызстанского правительства. Идея создания типографии, открытой для всех местных изданий вне зависимости от их политической ориентации, была полностью одобрена и поддержана президентом Акаевым.
Грант на осуществление проекта «Дом свободы» получил от Госдепартамента, предоставившего средства на покупку оборудования, которое, как с гордостью отмечает Майк Стоун, отвечает лучшим мировым стандартам, покупку помещения и подготовку сотрудников. В общей сложности проект обошелся американским налогоплательщикам в 2 миллиона долларов.
Типография была открыта в ноябре 2003 года. На стене типографии красуется бронзовая доска, на которой на английском, русском и кыргызском языках начертано «Дар американского народа народу Кыргызстана». В штате типографии порядка 25 человек – все бишкекчане.
«Мы работаем, как любое нормальное деловое предприятие – и это крайне важно – деловое предприятие. Мы печатаем всех, кто готов платить за наши услуги», - говорит Майк Стоун.
Менее чем за полтора года работы типографии ее доход поднялся с нуля до 130 тысяч долларов в месяц, с которых отчисляются налоги в кыргызстанскую казну. Сейчас типография насчитывает 60 заказчиков со всех концов страны. Среди них только 4 оппозиционные газеты. Общий тираж всех изданий – 2 миллиона копий в месяц. «Люди тянутся к нам, - говорит Майк Стоун, - потому что они довольны качеством нашей работы и нашими ценами».
«Но неужели типография, являющаяся проектом «Дома свободы», известного на весь мир своей безвозмездной поддержкой демократических движений и независимой прессы, откажется помочь оппозиционной газете, не имеющей средств на существование?», – спросила я Майка Стоуна.
«Ни в коем случае, - ответил он. - Мне пришлось многократно объяснять издателям независимых газет, что мы не благотворительное заведение. Сама типография – дар Кыргызстану, но стоимость ее работы покрывают заказчики. Мы содержим помещение, покупаем бумагу, платим зарплату своим работникам, которая, кстати, больше, чем в государственной типографии. Так что вам придется расплачиваться за наши услуги по рыночным ценам. Они были просто потрясены».
Майк Стоун напоминает, что американское правительство не субсидирует издание газет – ни в США, ни в других странах. Но самое главное, по его мнению, даже не в этом: «Свободная печать – основа демократического общества. Но «свободная» – не значит «даровая». Кто-то должен платить. И если газета попадает в финансовую зависимость, она теряет свою свободу».
«Ищите спонсоров и рекламодателей, работайте над увеличением объема продаж, - призывает Майк Стоун издателей оппозиционных газет, - добивайтесь коммерческого успеха, чтобы вам не надо было действовать по указке благодетеля. Именно потому, что мы коммерческая типография, продолжает он, - мы готовы обсуживать всех – от правительственной «Слово Кыргызстана» до главной оппозиционной «Моя столица-Новости». Именно потому, что мы коммерческая типография, мы не занимаемся цензурой. Мы не читаем публикации до того, как печатаем их, и, по большей части, не читаем их и после».
В силу этого Майку Стоуну представляются особенно смехотворными обвинения в том, что Центр поддержки СМИ инспирировал революцию: «Центр поддержки СМИ и «Фридом хауз» не имеют фаворитов в политической гонке. Мы не ставим ни на какую лошадку. Наша задача – обеспечить возможность публикации для всех: чем больше у нас заказчиков, тем лучше. Приходите к нам, печатайтесь, только, пожалуйста, платите по счетам».
Майк Стоун не любит вспоминать о своих проблемах с режимом Акаева. Мне пришлось узнавать об этом от других людей. Главный редактор газеты «Моя столица-Новости» Александр Ким рассказал, что после того, как в середине февраля «МСН» опубликовала фотографии дома (читай – дворца) Акаева, Майку Стоуну учинили разнос в министерстве иностранных дел Киргизии. А неделю спустя, 22 февраля, за четыре дня до парламентских выборов, власти отключили в типографии электричество. Это произошло как раз в тот момент, когда в типографии начали печатать специальный выпуск «МСН» тиражом 200 тысяч экземпляров.
Через два дня американское посольство предоставило типографии два электрогенератора, и почти весь тираж был напечатан. 8 марта электричество в типографии было включено, и «МСН» стала одним из основных источников информации для мобилизующейся оппозиции. Газета рассказывала жителям севера страны о волнениях на юге и сообщала, где и когда состоятся акции протеста в Бишкеке.
И это возвращает нас к исходному вопросу: помогла ли типография Центра поддержки СМИ революции. Участники оппозиции – от ее командиров до рядовых – отвечают громогласным «да». Очень помогла. Но не потому, что участвовала в некоем заговоре против Акаева – Майк Стоун даже не знаком ни с одним из оппозиционных лидеров.
Типография помогла, потому что дала оппозиции возможность донести до народа свои взгляды и убеждения, познакомить его с происходящим и мобилизовать в действенную силу.