Положение в Кыргызстане продолжает обостряться. Еще вчера президент Акаев заявлял, что власти не будут применять силу против оппозиции. Сегодня сила применяется. Уволены в отставку министр внутренних дел и генеральный прокурор. Демонстранты пытаются прорваться к зданию правительства в Бишкеке.
За оценкой ситуации в последние сутки «Голос Америки» обратился к известной журналистке и политологу из Кыргызстана Анисе Барубаевой, которая в сейчас ведет исследование в университете Джонса-Хопкинса по программе Фулбрайта.
Семен Резник:
Насколько все это серьезно?
Аниса Барубаева:
За последние два-три дня сыграл роль фактор неожиданности в политической жизни нашей страны. И сыграл он не в лучшую сторону, как для сторонников оппозиции, так и для сторонников власти. Сторонники оппозиции захватили административные здания, и, фактически, суда по фотографиям, за которыми я слежу по интернетовским сайтам зарубежных СМИ, на революцию выведены и дети. Революция не делается с детьми во главе. И, мне кажется, отставка этих официальных лиц силовых структур вызвана чисто официальными причинами – просто они, как представители властных структур не сумели овладеть ситуацией нынешней.
С.Р.:
Ситуация развивается очень быстро. И как вы считаете – устоит правительство или не устоит? Произойдет ли то, что произошло в Грузии…
А.Б.:
Вы знаете, здесь разные ситуации. То, что происходило в Грузии, и тем более – на Украине, на майдане Незалежности, там все мирным, демонстративным путем решалось. Там не было поджогов, не было силового давления со стороны оппозиции. Здесь же идет перекрытие автомагистрали – главной жизненной магистрали, соединяющей север и юг. У нас нет развитой инфраструктуры, нет развитой сети железных дорог, воздушного транспорта, речного транспорта – это единственная дорога. Это дорога жизни между севером и югом. И оппозиция здесь применяет, конечно, крайнюю силу. А любая сила вызывает ответную реакцию. Она и должна была вызвать, этого можно было ожидать со стороны властей. Основные требования оппозиции это, прежде всего, отставка президента, отставка Центральной избирательной комиссии и отставка Верховного суда. Но все эти требования выходят за рамки конституционного поля. Что предлагает оппозиция? У них нет ярко выраженного, харизматичного лидера, нет альтернативных экономических программ, нет антикоррупционных мер действия, нет главной идеи, которая объединила бы и выдвинула сильную, яркую личность. Все лидеры нынешние всех этих движений это все – отставные карьерные чиновники. Они все были отстранены Акаевым, и это очередной реванш и не более того. Тем более, когда Бакиев выдвинул сейчас лозунг, что юг может отделиться от севера, это автоматически вызовет негативную реакцию любого рядового человека. С этим лозунгом он никогда не выиграет ни одной революции.
С.Р.:
А вот обвинения в том, что выборы были подтасованы – насколько они обоснованы?
А.Б.:
Выборы – они на то и выборы. В них всегда будут проигравшие, побежденные, и всегда будут подтасовки. Но они состоялись и, так или иначе, признаны многими международными организациями. Может быть, с какими-то оговорками, но они признаны. И сильный ход президента в данной ситуации – это открытие за неделю до срока работы парламента. Потому что за каждым депутатом тоже стоит свой электорат. И может начаться гражданская война, а это абсолютно никому не нужно. Потом, на юге изначально очень сильные религиозные элементы были. Очень сильная организация там законспирирована... Пользуясь этой ситуацией, они могут выйти на арену.
С.Р.:
Некоторые обозреватели обращают внимание на то, что Кыргызстан занимает очень важное стратегическое положение между Россией, Китаем – с другой стороны, Афганистаном – с третьей… И ни одна из этих стран не заинтересована в дестабилизации.
А.Б.:
Но мы сейчас подошли к нынешней ситуации без единого альтернативного лидера. Ни Акаев не вырастил из своей команды никого, ни со стороны оппозиции его нет. У Ющенко была хорошая программа. И ситуация между севером и югом, в отличие от Украины, у нас совершенно другая.
С.Р.:
Какого развития событий вы ожидаете в ближайшие дни?
А.Б.:
Судя по принятым главой государства мерам, мне кажется все-таки ситуация нормализуется. Она чревата ужасными последствиями.
С.Р.:
Мы понимаем, какое развитие событий желательно. Но вопрос в том, сколь оно вероятно. Сколь вероятно, что Акаев удержится, что он овладеет ситуацией, и в стране наступит спокойствие?
А.Б.:
Мне кажется, Акаев все-таки будет применять силовые методы. Он просто вынужден, и вынудит его сама оппозиция.