Линки доступности

Ситуация в Киргизии<BR>Интервью с Эдилем Байсаловым


Во вторник «Голос Америки» обратился к директору киргизской коалиции за демократию и гражданское общество Эдилю Байсалову с просьбой рассказать о положении в республике

Эдиль Байсалов:
Ситуация в настоящее время остается спокойной. Оппозиция контролирует город Джелалабад, город Ош – это два крупнейших города у нас на юге страны, второй и третий по величине после Бишкека, а также центр Катанджаевского района, Баткенскую область – это где-то на полпути из Оша в Баткен. Это третья южная область. Сторонники оппозиции захватили здание администрации, избрали нового главу районной администрации, и оппозиция говорит, что остались считанные дни или часы до того, как она будет контролировать столицу третьей южной области город Баткен.
Власти в экстренном порядке провели первое заседание нового парламента, который был избран в результате беспрецедентно грязных несправедливых выборов. Этим самым они как бы ускоряют события и лишают депутатов уходящего парламента иммунитета.

Надежда Корнилова:
А президент Акаев выступал? Делал заявления? Реагировал на ситуацию каким-то образом?

Э.Б.:
Да, он впервые выступил на заседании парламента и заявил о том, что не может быть никаких сомнений в легитимности нового парламента. Он сказал, что выборы были проведены на самом высшем демократическом уровне. Он сказал также, что оппозиция действует на зарубежные деньги, по зарубежным инструкциям и напрямую связал эти события с событиями в других республиках СНГ. Он не стал называть Украину и Грузию, но сказал, что, по сути – это государственный переворот, который устраивается по одному сценарию. Акаев сказал, что все события на юге носят локальный и преходящий характер, и выразил уверенность, что в скором времени ситуация будет находиться под контролем властей.

Н.К.:
Скажите, а армия или силовые структуры принимают участие в успокоении населения? Как они себя ведут?

Э.Б.:
Вы знаете, уже в понедельник вечером милиции Ошской области было приказано взять на вооружение триста автоматов Калашникова, потому что уже было известно, что оппозиция планировала предпринять какие-то акции. И вы знаете, что оппозиции удалось без какого-либо сопротивления занять и здание мэрии в городе Ош и здание областной администрации. Но милиция отказалась покидать казармы. Милиция вернула даже табельное оружие и отказалась стрелять или применять силу против протестующих. Вы, наверное, знаете также, что силы правопорядка Джелалабадской и Ошской областей в настоящее время выступают на стороне протестующих. Во всяком случае, они говорят, что будут занимать нейтральную позицию и ни в коем случае не будут применять какую-либо силу. Что касается Бишкека, то сейчас полностью органы милиции, внутренние войска, национальная гвардия, военнослужащие – все переведены на казарменное положение. Ведется усиленная охрана правительственных зданий, телевизионных центров и других стратегических объектов. Мне удалось пообщаться с некоторыми сотрудниками милиции. Они, конечно, уже устали – не от режима, а вообще от ситуации. В последние недели им все это уже порядком надоело.

Н.К.:
Скажите, пожалуйста, известно ли вам что-либо о планах оппозиции, о ее стратегии, по крайней мере, на ближайшее время?

Э.Б.:
Вы знаете, я думаю, что оппозиция, прежде всего в настоящее время заинтересована в сохранении стабильности и недопущении массовых беспорядков, как в Джелалабаде, так и в Оше, а также в других районах Киргизии, которые находятся под их контролем, потому что это в их интересах – обеспечить порядок, безопасность граждан, защитить бизнес и наших и иностранных граждан. Власти могут предпринять какие-то провокации, массовые беспорядки, может быть, даже и на межэтнической основе, чтобы дискредитировать оппозицию и показать, что ситуация выходит из-под ее контроля. Вы знаете, поступают сообщения о том, что власти сейчас тесно сотрудничают и с некоторыми элементами уголовного мира, криминального мира, чтобы какие-то провокации устроить. Возможно даже и в отношении иностранных граждан. На фоне таких событий появляются опасения, что, в связи с тем, что мирные органы правопорядка отказываются применять силу, отказываются открывать огонь, президент Акаев может разрешить ввести иностранные войска в рамках договора о коллективной безопасности. Мы знаем, что в российской Думе уже звучат такие призывы. Поэтому оппозиция старается всеми силами сохранять порядок. Поэтому они даже обратились к собравшимся на главной площади Джалалабада с призывом разойтись, вернуться на свои поля, заняться посевами и так далее. Двадцатого марта в течение нескольких часов ситуация вышла из-под контроля, и вы, наверно, видели телекадры, которые обошли весь мир, и это произошло как раз в момент, когда ситуация не находилась под контролем оппозиции. Оппозиция понимает, что она не может контролировать десятки тысяч людей, поэтому она и просила их разойтись. Оппозиция заинтересована прежде всего в сохранении правопорядка. В настоящее время оппозиция, конечно, требует проведения переговоров, от которых президент Акаев отказывается, говоря, что он не видит предмета этих переговоров. Насколько я понимаю, президент настроен на дальнейшее игнорирование всех требований оппозиции. Оппозиция рассчитывает на расширение ареала этих протестов в других областях республики и, конечно, в столице Киргизии – Бишкеке.

XS
SM
MD
LG