Линки доступности

Transparency International о коррупции в России. Мнение эксперта


На днях международная организация Transparencу International опубликовала свой очередной ежегодный доклад о коррупции. По подсчетам Transparencу International, в 2004 году чиновники в разных странах мира присвоили не менее 400 миллиардов долларов. Самыми коррумпированными странами в докладе были названы Гаити и Бангладеш. Ненамного опережают их некоторые страны СНГ: Азербайджан, Грузия, Таджикистан и Туркмения. Самой честной страной мира традиционно названа Финляндия.

В России коррупция расцветает буйным цветом. По просьбе Русской службы «Голоса Америки» свое мнение о выводах доклада, в частности, о коррупции в России, высказывает профессор университета Эмори Томас Ремингтон.

Люсьен Фикс: В России ситуация с коррупцией не изменилась. Россия по-прежнему удерживает лидерство в сомнительной номинации: «самая развитая среди коррумпированных стран». Ваше мнение как специалиста?

Томас Ремингтон: Тут нет ничего удивительного. Ведь сами российские ученые говорят о том, что ситуация с коррупцией, с общим уровнем коррупции не изменилась за последние несколько лет. Например, известная московская фирма «Индем» опубликовала свои отчеты за последние годы, так что, по-моему, новый доклад со стороны Transparency International только подтверждает общеизвестные факты.

Л.Ф.: В докладе говорится: «Жесткие меры, декларированные Владимиром Путиным, подвергались острой критике за их выборочную направленность против его политических противников, особенно против Михаила Ходорковского, экс-главы нефтяной компании ЮКОС». Это не единственный человек, к которому Владимир Путин имеет какие-то личные претензии или личную вражду. Ваше мнение?

Т.Р.: Это совершенно верно. По-моему, в любой стране, где коррупция имеет глубокие корни, и их много, народ просто не будет верить в серьезность каких-либо государственных стремлений уменьшить степень коррупции, если само правительство, если сами государственные деятели используют законы, правила игры, правоисполнительные институты для того, чтобы решить свои политические проблемы. В России, как мы видим, за последние годы несколько раз употребляли свои правовые возможности, судебные возможности, чтобы ослабить позиции определенных фигур и кругов. Вот, по-моему, народ смотрит на подобное целеустремленное употребление таких институтов и считает, что в общем ничего не изменилось, хотя власти ему могут говорить о «диктатуре закона». А тем не менее ситуация остается неизменна.

Л.Ф.: Кроме Ходорковского, конечно, можно назвать еще Березовского и Гусинского, которые вынуждены покинуть Россию, чтобы не оказаться в положении Ходорковского. Не так ли?

Т.Р.: Совершенно верно. И весь процесс против ЮКОСа, когда само правительство вынудило ЮКОС пойти на банкротство, подтверждает впечатление у многих в самой России и за границей, что эти судебные процессы имеют политические цели. И если так, тогда никто не может верить в справедливость, правдивость правовой системы.

Л.Ф.: Как положительный момент эксперты Transparency International отмечают увеличение окладов государственных чиновников. Это – практические единственное реальное действие, направленное против вымогательства взяток за административные услуги. Может ли это положить конец взяточничеству?

Т.Р.: Да – если это будет одной из мер в целой системе мероприятий, направленных против коррупции. Тогда это, действительно, может быть полезно. Однако мы знаем, что коррупция распространяется на очень много институтов власти, в том числе, например, образовательных институтов. Уже не говоря о ГАИ и вообще милиции, где степень коррупции очень высока, как совсем недавно подтвердила прокуратура.

Л.Ф.: Таким образом, вы согласны с ежегодным докладом о коррупции, в частности, в России?

Т.Р.: Дело не в том, согласен ли я. Доклад просто подтверждает то, что все мы знаем. А мы знаем, что Россия остается одним из достаточно коррумпированных обществ.

Л.Ф.: Профессор Ремингтон, большое спасибо за беседу.

XS
SM
MD
LG