Линки доступности

Россия и Украина: война и разговоры о мире 


28 февраля 2022 года. Гомель, Беларусь. За этим столом прошли безрезультатные переговоры делегаций России и Украины.
28 февраля 2022 года. Гомель, Беларусь. За этим столом прошли безрезультатные переговоры делегаций России и Украины.

Как и почему терпели крах попытки остановить российское вторжение дипломатическим путем.

Российская агрессия 2022 года стала продолжением многолетней российской политики по отношению к Украине.

Эксперт Украинского независимого центра политических исследований Юлия Тищенко считает, что Кремль никогда не соглашался с независимостью Украины.

«Во времена “позднего”: Ельцина возникла тема Крыма – попытки крымского сепаратизма, поддержка Мешкова в 1992-95 годах. Эта крымская российская лихорадка закончилась более-менее с началом Чеченской войны», – говорит Юлия Тищенко корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Она считает, что на каждом из этапов становления украинской государственности отношения между странами вряд ли напоминали дружественные: «Виктор Ющенко стал первым президентом, который не стал согласовывать кандидатуру премьер-министра с кремлевскими башнями, и это воспринималось достаточно болезненно в России. Далее последовала напряженная ситуация вокруг острова Тузла».

Подписав Минские соглашения, стороны, отмечает она, преследовали диаметрально противоположные цели в вопросах урегулирования конфликта: «Украина безусловно не признала российские претензии на Крым, попытки аннексии, вокруг ситуации на Востоке были диаметрально противоположные интересы. Россия собиралась сохранить анклавы “ЛДНР”, а потом таким же анклавом сделать всю Украину», – считает Юлия Тищенко.

Атаковав Украину и незаконно аннексировав значительную часть украинских территорий, Россия нарушила не только международные нормы, но и ряд подписанных ею двусторонних соглашений, в том числе Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной 1997 года, который установил, что стороны «уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ».

После вторжения 2014 года вступление в НАТО стало одной из главных внешнеполитических целей Украины, пытавшейся найти поддержку для сопротивления российской агрессии.

Президент Украины Владимир Зеленский пришел к власти в 2019 году, декларируя, что считает своими главными внешнеполитическими задачами возвращение Крыма и Донбасса, для чего готов начать прямые переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным. Однако Путин не согласился на полноценные переговоры.

Напротив, представители высшего политического руководства России – включая Путина, в июле 2021 года опубликовавшего огромную статью на эту тему – неоднократно декларировали, что в Украине отсутствует полноценная государственность, поэтому Киев обязан следовать указаниям Москвы. Высокие представители России неоднократно подчеркивали, что не считают правительство Зеленского легитимной властью Украины, и что не допустят интеграции Украины в евроатлантические структуры – в ЕС и НАТО.

Директор Центра общественно-информативных технологий «Форум» Валерий Дымов отмечает, что до российского вторжения в феврале 2022 года стороны по-разному смотрели на выполнение Минских соглашений – тогдашней основы для диалога.

«И санкции против России, между прочим, показывали, что Россия их не соблюдала», – говорит Валерий Дымов корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он считает, что после 24 февраля однозначно были обнулены все базовые направления для переговоров: «Россия практически в клочья разорвала бумажки, которые и не собиралась соблюдать».

Вторжение

21 февраля 2022 года Россия заявила о признании «независимости» контролируемых ею «ДНР» и «ЛНР». Через три дня Путин объявил о начале вторжения, главной целью которого была мифическая «денацификация» Украины. Буквально на следующий день после того, как российские танки пересекли границу Украины, Россия предложила провести переговоры: при этом колонны российских войск продолжали двигаться к Киеву.

Как стало известно позже, главой целью ВС РФ было уничтожение или пленение высшего украинского руководства и захват столицы страны Киева – символа украинской государственности.

Даже начальный период вторжения сопровождался массовыми убийствами мирных украинцев и совершением иных военных преступлений. Однако благодаря героизму Вооруженных сил Украины, а также из-за явных ошибок российских разведслужб и военных, этот план был сорван.

Россия и Украина начали переговоры на территории Беларуси: Украина ставила целью достижение соглашения о немедленном прекращении огня и выводе российских войск. Украинскую делегацию на первоначальном этапе переговоров возглавил министр обороны Алексей Резников – Россия демонстративно отправила чиновников низких рангов во главе с помощником президента Владимиром Мединским, одним из творцов антиукраинской историографии.

Всего прошло пять раундов переговоров. Их статус постепенно вырос до уровня министров иностранных дел, однако удалось достичь компромисса лишь по ряду второстепенных вопросов – в частности, об обмене пленными.

Согласно украинским источникам, на переговорах Украина добивалась четырех главных целей: прекращения огня, согласования условий открытия огня, выведения российских войск с украинской территории и выплаты Россией компенсаций.

«Были попытки договариваться с официальной российской делегацией со стороны Украины, говорилось о каких-то условиях, о том, что России нужно отвести войска по состоянию на 23 февраля. То есть, временно оккупированные территории Донбасса и Крым выводились практически в политическую дискуссию. Понятно, это подыгрывало российской риторике», - резюмирует Валерий Дымов.

Призывы остановить войну, которая негативно отражается на международной экономике и безопасности, звучали с самых разнообразных трибун, включая в ООН. В марте 2022 года Россия и Украина согласились на посредничество президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана: 29-30 марта переговоры прошли в Стамбуле.

Путин и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров изложили принципиально важные для России положения мирного соглашения: отказ Украины от прав на Крым и Донбасс; нейтралитет Украины и отказ от стремления присоединиться к НАТО; отказ Украины от производства или закупок стратегических видов вооружений высокой разрушительной силы; свобода использования русского языка на территории Украины; «денацификация» Украины. Фактически, это были требования об отказе Украины от части государственного суверенитета.

Украина, согласно заявлениям ее представителей, была готова обсуждать свой нейтральный и неядерный статус, отказ размещения иностранных военных баз на своей территории, в обмен на международные гарантии безопасности, а также согласиться на некоторые компромиссы по Крыму и оккупированному Донбассу. Зеленский также подчеркнул, что условия соглашения должны будут быть одобрены на общенациональном референдуме.

Позиции сторон были настолько далеки, что переговоры не привели к достижению значительных компромиссов.

22 июля представители Украины и России договорились о вывозе украинского зерна, однако уже на следующий день ВС РФ нанесли ракетные удары по одному из главных зерновых портов Украины – Одессе, удары продолжались и в последующие недели.

Осень

Впоследствии представители России, включая Путина, регулярно выражали заинтересованность в проведении мирных переговоров – а Владимир Зеленский неоднократно декларировал, что Украина не считает, что Россия по-настоящему заинтересована в мире. Так, 18 августа он сказал: «Люди, которые убивают, насилуют, ежедневно крылатыми ракетами бьют по нашим гражданским городам, гражданским инфраструктурам – не могут хотеть мира. Поэтому сначала, мне кажется, они должны освободить наши территории».

Через полгода после начала российского вторжения международные позиции Украины серьезно усилились. ВСУ сумели провести ряд удачных контрнаступлений и освободить примерно половину ранее захваченных территорий. Украина получила беспрецедентную политическую, финансовую и военную поддержку десятков ведущих государств мира. Агрессию России осудила Генеральная ассамблея ООН. Соседи России – Финляндия и Швеция – сочли необходимым отказаться от традиционной политики нейтралитета и присоединиться к НАТО.

Масштабы военных преступлений российских силовиков были настолько значительны, что восемь парламентов признали их актами геноцида. Международными организациями были начаты расследования преступлений в отношении мирного населения Украины.

«После того, как выбили россиян из-под Киева, событий в Буче, Ирпене, Бородянке – военных преступлений российских оккупантов, понятно, что и власть также не могла пойти на такие условия России. Стало понятно, что с убийцами и террористами договариваться нельзя вообще, – утверждает Валерий Дымов. – Наши союзники понимают Украину и пытаются признать Россию страной-террористом. Международное право исключает легитимные договоренности с террористами».

Украина понесла колоссальные человеческие и материальные потери, многие государства мира согласились с требованием Киева о том, что после окончания войны Россия будет обязана компенсировать нанесенный ущерб.

В свою очередь, в отношении России были введены беспрецедентно жесткие санкции. Ее исключили или приостановили ее членство в десятках международных организаций, сотни крупнейших международных компаний заявили о прекращении бизнеса на территории государства-агрессора. Потери российских войск были настолько значительны, что в стране пришлось провести частичную мобилизацию. Россия была вынуждена начать закупки вооружений за рубежом – ее арсеналы, доставшиеся в наследство от СССР и казавшиеся бездонными, начали показывать дно.

Осенью 2022 года после того, как Россия заявила о включении в свой состав оккупированных украинских Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей, Зеленский подписал указ, в котором была констатирована невозможность ведения переговоров с Путиным. Однако президент Украины неоднократно уточнял, что переговоры возможны с другим руководителем России, который будет уважать нормы ООН и территориальную целостность Украины.

В октябре с призывом провести мирный диалог с целью деэскалации конфликта выступили Китай и Индия, которые до этого отказывались осудить действия России. С постоянными призывали к миру выступал Папа Римский. Громкие, но совершенно неприемлемые для Украины предложения озвучили эксцентричный миллиардер Илон Маск и ветеран американской дипломатии Генри Киссинджер.

В ноябре 2022 года Зеленский представил свой мирный план из десяти пунктов на саммите «Большой Двадцатки»: план включает полный вывод российских войск, предотвращение эскалации и официальное подтверждение окончания войны.

На заключительной пресс-конференции 2022 года – 22 декабря – слово «война» в отношении конфликта с Украиной впервые использовал и Владимир Путин, хотя это слово в России запретили употреблять под страхом уголовного наказания. Путин дал понять, что начатая Россией война будет продолжена, однако обвинил именно Украину в отказе от переговоров.

Опросы общественного мнения проведенные в ноябре 2022 показывают, что большинство украинцев уверены в победе над Россией и выступают категорически против территориальных уступок.

Что дальше?

Старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир (США) Андрей Колесников не видит сейчас никаких перспектив для мирных переговоров между Киевом и Москвой. По его словам, Путин очевидным образом не хочет конструктивного диалога.

«Кроме того, нужно ведь еще сформулировать повестку для обсуждения и пункты общего согласия, – добавил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Их тоже нет. Аннексия части Запорожской и Херсонской областей исключает вообще какие-либо переговоры в принципе. Это ключевой камень преткновения. Раз уже аннексия закреплена российской Конституцией, то для Путина пути к отступлению здесь нет. А раз так то, боюсь, что все остальное – пустые разговоры, и не более того».

Путин специально пошел на аннексию Херсонской и Запорожской областей, значит, он в принципе не хотел переговоров, утверждает Колесников. По его оценке, президент РФ был уверен, что ему удастся решить все проблемы военным путем.

Президент Украины Владимир Зеленский заявляет, что никаких вынужденных уступок Москве не будет, напомнил сотрудник Фонда Карнеги за международный мир: «И Запад здесь уговорить его не сможет, даже если захочет. Конечно, чисто теоретически варианты о предоставлении гарантий безопасности России можно обсуждать, но только для начала нужно сесть за переговорный стол. А его нет, как и стульев. Так что все разговоры о переговорах кажутся сегодня довольно бессмысленными, если только вдруг Москва не согласится на какие-то кардинальные уступки, к чему также не видно предпосылок».

Оппозиционный российский политик Леонид Гозман также склоняется к тому, что перспектив для мирных переговоров нет. Как ему представляется, на сегодня не понятно, о чем вообще можно вести переговоры с Путиным.

«Потому что цели его войны экзистенциальны, – пояснил собеседник «Голоса Америки». – Они не могут быть решены иначе, как уничтожением противника. Он хочет, чтобы Украины не было на карте мира. Он говорит, что украинцы и русские – один народ, у них один язык, а Украина – искусственное образование, которое придумал Ленин. Тогда о чем вести переговоры? Согласиться с тем, что Украины не будет? Но и это его не остановит. Украина – только первый шаг к дальнейшим агрессиям».

Очевидно, что Путин борется против западной цивилизации в целом, подчеркнул Леонид Гозман: «Ему хочется сначала вернуть Советский Союз и зоны его влияния с колониальным статусом бывших республик СССР и стран Восточной Европы, а там уж и о Финляндии можно подумать… Поэтому в Кремле рассчитывают не переговоры о мире, а о перемирии, в котором явно нуждаются. Пока этот режим у власти, мира в регионе не будет».

«Безусловно после событий в Буче и Ирпене, общей ситуации, и до сегодня сложно говорить о каком-то диалоге, или переговорах, переговорной линии поскольку речь идет о диалоге с военными преступниками, которые отрицают факты оккупации», – отмечает Юлия Тищенко.

Форум

XS
SM
MD
LG