Линки доступности

Инцидент в Японском море: «Джон Маккейн» против «Адмирала Виноградова» 


Эсминец ВМС США «Джон Маккейн» типа Arleigh Burke в Филиппинском море. Архивное фото
Эсминец ВМС США «Джон Маккейн» типа Arleigh Burke в Филиппинском море. Архивное фото

Эксперты – о свободе навигации и необходимости строго придерживаться морского права 

Инцидент в Японском море 24 ноября с участием российского и американского военных кораблей получил довольно широкий резонанс в мировой прессе. Особый интерес к этой теме проявили, в частности, китайские СМИ. Трактовка событий соответственно США и Россией принципиально отличаются: как заявила во вторник пресс-служба Седьмого флота США, американский эсминец «Джон Маккейн» 24 ноября воспользовался правом на свободную навигацию в районе залива Петра Великого в Японском море.

В заявлении отмечается, что посредством этой операции по обеспечению свободы навигации отстаивались права на законное использование морского пространства в соответствии с положениями международного права, вопреки чрезмерным территориальным претензиям России.

«Проведя эту операцию, Соединенные Штаты продемонстрировали, что эти воды не являются территориальным морем России и что Соединенные Штаты не соглашаются с утверждениями России о том, что залив Петра Великого имеет статус исторического в соответствии с международным правом», – говорится в заявлении.

«Все наши операции организованы в соответствии с международным правом и демонстрируют, что Соединенные Штаты, будь то в воздухе или на море, будут действовать везде, где это разрешено международным правом», – подчеркнули в Седьмом флоте.

В свою очередь, министерство обороны РФ ранее заявило, что российский военный корабль обнаружил американский эсминец, действовавший в российских территориальных водах у Японского моря.

По версии российского оборонного ведомства, эсминец «Джон Маккейн» зашел за линию морской границы на два километра и вернулся в нейтральные воды после предупреждения со стороны российского противолодочнoго корабля «Адмирал Виноградов», причем сделал это после угрозы тарана.

В свою очередь, американская сторона так описывает происшедшее:

«... Соединенные Штаты никогда не позволят себя запугать или склонить к принятию незаконных морских притязаний, подобных тем, которые предъявляет Российская Федерация, – подчеркнул пресс-секретарь Седьмого флота лейтенант Джо Кейли. – Заявление Российской Федерации об этой миссии ложно. Эсминец «Джон Маккейн» не был «вытеснен» из территориальных вод какой-либо страны».

Михаил Войтенко: «То, что территориальными водами объявлен весь залив, противоречит международному морскому праву»

Главный редактор интернет-издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко не видит особой опасности в инцидентах такого рода. По его словам, подобные истории довольно часто происходят на протяжении десятилетий в разных регионах мира.

«Причем, часто нельзя сказать однозначно, что виновата та или другая сторона, – добавил он. – В данном случае формально, с точки зрения закона, Россия, безусловно, виновна, и американский эсминец имел право зайти в воды залива Петра Великого, поскольку он не нарушал правила прохода территориальных вод – 12-мильную зону. То, что еще в советские времена территориальными водами объявлен весь залив, противоречит международному морскому праву».

Всем об этом хорошо известно, констатировал Михаил Войтенко. С другой стороны, по его мнению, и американцы, и российские военные моряки прекрасно знают правила игры.

«У каждой морской страны, обладающей какими-то более-менее протяженными морскими границами, есть особо чувствительная зона, – пояснил он. – Формально – это 12-мильные зоны, а если не формально – это их родные воды. Поэтому американцы нарушили правила игры. Они знали, что это вызовет резко негативную российскую реакцию и пошли на это сознательно».

Это очередные военные игры, считает журналист. «Примерно в таком же ключе действуют и российские моряки, когда заходят в воды, близкие к американскому побережью где-нибудь в Карибах, в Беринговом море, зная, где проходит кромка, которую лучше не пересекать, чтобы не нарваться на неприятности. Естественно, подобные истории создают определенную угрозу, поскольку это чревато непредсказуемым развитием событий. Все-таки здесь сталкиваются не два рыбака, которые не поделили между собой участок для ловли рыбы».

Однако вероятность того, что последний инцидент действительно мог вылиться в серьезный конфликт, все-таки крайне мала, резюмировал главный редактор интернет-издания «Морской бюллетень».

Андрей Кортунов: «Все вопросы лучше решать в рамках международных договоренностей»

В свою очередь генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов полагает, что потенциально, с учётом напряженных политических отношений, которые установились между двумя странами, подобные инциденты всегда чреваты опасностью, что процесс эскалации станет неуправляемым. «Даже если изначально ни одна из сторон не намерена использовать силу, то это далеко не всегда получается, – подчеркнул собеседник «Голоса Америки». – Мы знаем, что в истории были случаи, когда войны возникали не потому, что стороны обязательно хотели ее начать. Просто спираль конфликта раскручивалась сама по себе, и дальше всё шло по нарастающей».

Конечно, сейчас такая возможность, к сожалению, тоже присутствует, уверен Андрей Кортунов. «Тем более, что инцидент произошел на фоне процесса перехода власти в США от одной администрации к другой, – уточнил он. – Это всегда очень болезненный процесс, который несет в себе дополнительные риски».

Вместе с тем политолог думает, что все вопросы лучше решать в рамках международных договоренностей, чем силовым способом. «К тому же у России с США существует соглашение о предотвращении инцидентов на море, и его никто не отменял, насколько я помню. Поэтому, конечно, в случае подобных инцидентов, наверное, следует стремиться к тому, чтобы пользоваться формальными процедурами, регламентированными международными соглашениями, в целях минимизации рисков», – заключил Андрей Кортунов.


XS
SM
MD
LG