Линки доступности

Отсутствие политической воли – главная проблема в борьбе с коррупцией


Индекс восприятия коррупции
Индекс восприятия коррупции

В Конгрессе США состоялся брифинг, посвященный проблемам возврата средств, выведенных за рубеж коррупционерами из постсоветских государства

Хельсинкская комиссия США, известная также как Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе, провела в среду, 13 февраля, брифинг по проблемам, связанным с возвратом коррупционных средств, похищенных из стран постсоветского пространства. Проблемой остается как сложность в обнаружении выведенных за рубеж средств, так и опасность их повторного расхищения в случае возврата.

Как отметил Пол Массаро (Paul Massaro), политический советник комиссии, отмывание денег в глобализованном мире и отсутствие необходимой транспарентности в финансовой системе Запада способствовало выводу огромного количества коррупционных средств из развивающихся стран. Для борьбы с этим злом ликвидация полной анонимности компаний на Западе является одним из важнейших шагов, который поможет в обнаружении выведенных средств и их дальнейшей репатриации. Однако проблемой также остается возможность их повторного расхищения коррумпированными режимами.

«Вместо того, чтобы эти средства возвращались для пользы людей, у которых они, по сути, были похищены, эти активы снова могут быть украдены коррумпированными лидерами», – отметил Пол Массаро.

Западные страны, в которые, как правило, коррупционные средства выводятся, и страны-экспортеры коррупции сталкиваются и с другими проблемами при обнаружении и возврате похищенных денежных средств: отсутствием в разувающихся странах соответствующей законодательной базы, необходимых навыков в определенных структурах, а также отсутствием политической воли для их развития и обмена информацией на международном уровне. Не всегда достаточно внимания проблеме уделяют и западные страны.

По словам Брайана Эрла (Bryan Earl), бывшего специального агента ФБР, который работал над коррупционным расследованием в отношении бывшего украинского премьер-министра Павла Лазаренко, в 90-х годах после распада Советского Союза внимание ФБР привлекло огромное количество денежных средств, выводимых на Запад из постсоветских стран, и на расследования легальности происхождения этих капиталов были брошены значительные ресурсы.

Как отмечает Брайн Эрл, на расследование коррупционных схем в деле Павла Лазаренко, которое началось в 1997 году и стало одним из самых ранних случаев расследования коррупции из постсоветских стран, потребовалась международная кооперация, огромное количество ресурсов и шесть лет. В результате расследования на счетах бывшего украинского политика было обнаружено до 800 миллионов долларов похищенных у государства средств. Однако, как отмечает бывший агент ФБР, если в 1990-х годах ресурсы для проведения таких расследований имелись, то после террористических атак 2001 года США переключили внимание на борьбу с терроризмом.

«Теперь эта тема снова актуальна. Она привлекла внимание политиков и исполнительной власти», – отметил Брайан Эрл.

Кристиан Ласслетт (Kristian Lasslett), профессор криминологии Ольстерского университета (Ulster University), касаясь темы расхищения средств при их репатриации, привел случай непрозрачного процесса возврата Казахстану обнаруженных и замороженных в Швейцарии более 48 миллионов долларов. Похищенные средства, которые были представлены как средства иностранной помощи, возвращались через “Швейцарское агентство по развитию” и программы Всемирного Банка, и, по словам профессора, прошли через новый непрозрачный круг различных грантов и субподрядов. По словам эксперта, часть из этих средств, были потрачены и на пиар-проекты президента Казахстана.

«Это чрезвычайно важно, чтобы мы разработали механизмы для предотвращения таких случаев», – отметил Кристиан Ласслетт.

Бывший агент ФБР Карен Гринуэй (Karen Greenaway), которая большую часть своей карьеры посвятила расследованию связей транснациональной преступности из постсоветских стран, а также работала с украинской стороной по обнаружению денежных средств, выведенных из страны во время правления бывшего президента Украины Виктора Януковича, отметила, что СМИ и общественные организации играют огромную роль в обеспечении прозрачности в борьбе с коррупцией и возвратом похищенных средств.

«Проблема в том, что часто люди, которые сидят за столом и говорят о репатриации, по-прежнему, вы знаете, в некотором роде, связаны с коррумпированной средой», – отметила Карэн Гринуэй.

Другой ключевой проблемой, по словам бывшего агента ФБР, остается отсутствие действующих правовых норм, институтов и зачастую самой возможности кооперации со странами-экспортерами коррупции.

Отвечая на вопрос Русской службы “Голоса Америки” о российских коррупционных средствах, Карен Гринуэй отметила, что сотрудничество с Россией в проводимых ею расследованиях прекратилось в 2009 году.

Главной проблемой, с которой столкнулась сотрудница ФБР, оказалась невозможность сотрудничества и получения ею необходимых данных с российской стороны. Карэн Гринуэй рассказала о случаях в ее практике, когда вышестоящий российский чиновник использовал свою должность для личностного обогащения и покупки недвижимости в США, но при попытках какой-либо кооперации агент ФБР столкнулась не просто с бюрократическими препонами, но и с уничтожением необходимой для расследования документации. Запрошенные Карен Гринуэй материалы были уничтожены в результате взрыва машины, перевозившей необходимую документацию. В другом случае, по ее словам, российский следователь, работающий над коррупционным делом, в котором, по всей вероятности, были замешаны российские дипслужбы при попытки создания российскими властями алмазной биржи в Сан-Франциско, был избит и отстранён от дела.

«Я была бы счастлива попытаться вернуть денежные средства российскому народу или оставлять их “замороженными” до тех пор, пока это необходимо, для возвращения этих средств в страну таким образом, чтобы они действительно пошли на пользу народу России. Но я не могу получить необходимую базовую финансовую информацию от российской стороны, чтобы это сделать. И, честно говоря, если российская сторона посылает на наш запрос какую-то документацию, то я не уверена, что эта документация является подлинной. Я знаю, как это работает там. И я также не уверена в том, что когда с российской стороны делается запрос, то за этим не стоят политические причины», – отметила бывшая сотрудница ФБР.

  • 16x9 Image

    Валерия Егисман (Valeria Jegisman)

    Журналист «Голоса Америки». До этого работала в международных неправительственных организациях в Вашингтоне и Лондоне, в русскоязычной версии эстонской ежедневной газеты “Postimees” и в качестве пресс-секретаря МВД Эстонии. Интересы - международные отношения, политика, экономика

XS
SM
MD
LG