Линки доступности

Хьюман Райтс Вотч: в 2018 году в Украине продолжали ограничивать свободу слова и прессы


В глобальном измерении, в мире растет общественное сопротивление нарушениям прав человека, считают правозащитники

В минувшем году украинское правительство продолжало ограничивать свободу слова, информации и свободу прессы. К такому заключению пришли эксперты – авторы 674-страничного Всемирного доклада, который на своей странице в Интернете ежегодно публикует международная неправительственная организация Human Rights Watch (Хьюман Райтс Вотч, HRW).

Ситуации в Украине посвящены несколько страниц в докладе. Авторы сообщают свои выводы по нескольким направлениям: в сфере соблюдения прав человека в стране, о преступлениях на почве ненависти, верховенстве закона, ответственности за прошлые преступления. Речи идет о свободе слова и ситуации по обе стороны вооруженного конфликта в Донбассе.

«Украинское правительство продолжало ограничивать свободу слова, информации и свободу прессы, пытаясь оправдать свои действия, сославшись на необходимость противостояния российской военной агрессии на востоке Украины и антиукраинскую пропаганду», – отмечают авторы доклада, опубликованного 17 января 2019 года.

Они перечисляют ряд случаев, которые, по их мнению, свидетельствуют о нарушениях в сфере доступа к информации и свободы слова.

«В мае СБУ депортировала двух журналистов главного российского государственного телевизионного канала, Первого канала, утверждая, что они планировали распространять дезинформацию об Украине. Также в мае украинский редактор РИА Новости в Украине Кирилл Вышинский был арестован по обвинению в государственной измене и предполагаемом участии в «пропагандистских кампаниях» по легитимизации действий России в Крыму. Служба безопасности провела обыск в офисе представительства в Киеве», – отмечается в докладе правозащитников.

Исследователи HRW уделяют внимание случаям насилия, которые фиксировались в 2018 году против представителей национальных меньшинств и ЛГБТ-сообщества, женских движений.

«Члены групп, поддерживающие ненависть и дискриминацию, провели, по крайней мере, две дюжины насильственных нападений, угроз или случаев запугивания цыган, представителей ЛГБТ-сообщества и правозащитников в нескольких городах Украины. В большинстве случаев полиция не смогла ответить или провести эффективное расследование», – отмечается в докладе по Украине.

Хьюман Райтс Вотч подчеркивает, что в июне 2018 комиссар Совета Европы по правам человека призвал украинские власти активизировать усилия по предотвращению нападений на цыган и правозащитников, привлечь к ответственности нападавших. В июле прошлого года группа экспертов ООН также призвала правительство защитить цыган от нападений и обеспечить адекватную компенсацию жертвам.

В опубликованном Всемирном докладе отмечается, что в мире нарастает тренд на противодействие нарушениям прав человека со стороны агрессивно продвигающих свою повестку политиков-автократов.

Вместе с тем, в своем вступительном слове исполнительный директор организации Кеннет Рот (Kenneth Roth) отмечает, что главным итогом прошедшего года стало не усиление авторитарных тенденций, а нарастание противодействия им.

О правах человека, определенных государством

По словам медиа-эксперта Сергея Рачинского, для «замеров» состояния гражданских свобод, в том числе, и свободы слова в Украине, европейские организации используют привычные западные методы определения развития демократии.

«Но на самом деле ситуация в Украине – кардинально иная. В Украине совершенно другой порядок отношения между государством и обществом. Если в Европе общество все-таки контролирует ситуацию, а государство – это, образно говоря, такой себе «паразит», который пытается навязать себя обществу, как управляющая система, то в Украине государство контролирует все и доминирует над всем уже давно», – говорит Сергей Рачинский корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он отмечает, что подобные исследования обречены на «искажение, потому что права человека на Западе и в Украине – имеют разный фундамент, разные понятия».

«Да, безусловно, власть ограничивает всевозможные попытки проявления прав, которые она не контролирует. Но это связано не с тем, что во власти есть некто, кто пытается преследовать свои права, просто государство в Украине находится в системном тупике. А когда нет ресурсов для решения проблем, единственное, что может предложить государство для решения проблем – это насилие. Поэтому насилие и заметно, и западные обозреватели видят у нас везде проявление насилия, которое, на самом деле, это вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности человека: медиа, язык, территориальные проблемы», – подчеркивает Сергей Рачинский.

Тотальное «огосударствление» жизни украинцев, по его словам, выливается в непредсказуемые формы отношений, особенно, в момент выборов, избирательной кампании.

«И эта ситуация набирает крайние формы потому, что приближаются выборы, очередной раунд прямой схватки за власть. При этом уровне бедности это очень тяжелое испытание для граждан. И труднее всего понять это человеку, живущему на Западе, который привык, что государство хоть как-то, но ограничено. И оно знает свои пределы и меру», – утверждает Сергей Рачинский.

Быть журналистом в Украине трудно

Политолог Наталия Белоус считает, что отсутствие развития демократических институтов с момента провозглашения Революции достоинства привело к низкому уровню свободы слова в Украине.

«В Украине мы наблюдаем приказной стиль управления, ничего общего с демократическими процессами, об этом и пишут исследователи Хьюман Райтс Вотч и других западных мониторинговых групп. Для борьбы с инакомыслием у нас используются органы безопасности, которые, вместо защиты граждан и в том числе, журналистов, начинают их преследовать. Соответственно в такой системе взаимоотношений не может быть независимых медиа, они либо становятся подконтрольными, либо журналисты вынуждены покидать страну в поисках политического убежища», – отмечает Наталия Белоус в комментарии корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Политолог отмечает, что защищать «свои права трудно», поскольку административный ресурс не заинтересован в демократических преобразованиях.

«Порой журналисты вынуждены работать в медиа – телевидении, прессе, на радио, где нарушаются журналистские стандарты, потому что им элементарно надо как-то содержать себя и свои семьи. Сейчас работать журналистом физически опасно, об этом говорит статистика. Это же касается и общественных активистов, правозащитников»,– отмечает Наталия Белоус.

Вместо свободы слова – плюрализм мнений

Заместитель директора Агентства моделирования ситуаций, политтехнолог Алексей Голобуцкий считает, что критика развития демократии в Украине западными институциями всегда относительно справедлива по факту, но не по сути.

«Западные грантовые структуры не разбираются в Украине вообще, и нас легко критиковать. Я помню информацию по поводу закрытия российских корпунктов в США, Франции, Великобритании. Там эта тема никого не интересует, чтобы на нее обращать внимание, а мы зависимы от оценок западных институций. Но когда журналист идет с пропагандистской целью, а ему в ответ плюют в лицо, то каждая из сторон играет свою роль – и тут нет ничего общего со свободой слова. У нас нет свободы слова – у нас есть плюрализм мнений», – говорит Алексей Голобуцкий корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Вместе с тем он считает, что украинские средства массовой информации являются инструментом в руках олигархов и заинтересованных лиц. Поэтому в такой ситуации, подчеркивает Алексей Голобуцкий, сложно давать оценку по поводу развития или сворачивания процессов, связанных со свободой слова.

«Олигархи борются за влияние в стране. Это не свобода слова. В любой западной стране потребитель деньгами «голосует» за то, что он хочет смотреть или нет. У нас продукция прессы и телевидения ничего не стоит – ни один серьезный телеканал в Украине не приносит прибыли. У нас больше десяти круглосуточных информационных каналов – на большинстве из них даже рекламу не показывают. Они обходятся в десятки миллионов в год – за чей счет они живут? За счет дотаций или спонсоров? Кто из украинцев хоть раз заплатил за телевизионный продукт?» – задается вопросом Алексей Голобуцкий.

Однако, по его словам, Украина в условиях выхода из тоталитарного советского прошлого демонстрирует прогресс в вопросах развития демократии в обществе.

«У нас есть избирательная демократия. Это когда мы каждые пять лет идем голосовать и выбираем власть. 27 лет назад в стране, в которой не было традиций демократии, появилась демократия без ее институтов и экономики. И после этого десять лет в Верховной Раде самая большая фракция была у коммунистов. С таким началом у нас в принципе не было никаких шансов быть демократической страной», – отмечает Алексей Голобуцкий.

Он считает, что украинская пресса, радио и телевидение обретут независимость, когда медиарынок начнет придерживаться правил «честной игры».

«И плюс к этому сделать тоже самое, что в Великобритании, с каждого телеприемника –налог и создать радиовещательную комиссию, которая сама будет решать и проводить свою редакционную политику», – подчеркивает политолог.

XS
SM
MD
LG