Линки доступности

Марк Причард: Наивно предполагать, что в Британии не рассержены убийством Литвиненко


Александр Литвиненко
Александр Литвиненко

Британский парламентарий в интервью «Голосу Америки» – о том, как в Соединенном Королевстве отнеслись к выводам следствия по громкому преступлению

СТРАСБУРГ – В ходе обсуждений на полях сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге, где были собраны подписи под инициативой доклада с расследованием убийства Бориса Немцова, вспоминали и другое убийство. Британское публичное расследование убийства в 2006-м году Александра Литвиненко в Лондоне совсем недавно пришло к выводу, что это преступление было совершено с одобрения российской власти в лице Владимира Путина и Николая Патрушева. В Лондоне и Москве многие ожидают, что будет предпринято в связи с этим властями Великобритании.

Русская служба «Голоса Америки» обратилась с этим вопросом к члену парламента Великобритании от правящей Консервативной партии, бывшему руководителю Межпартийной группы британского парламента по российским вопросам Марку Причарду.

Данила Гальперович: Каковы могут быть последствия для отношений России и Британии после заявлений, сделанных после окончания публичного расследования убийства Александра Литвиненко?

Марк Причард: Это абсолютно неприемлемо, что британский гражданин, бывший российский гражданин, был убит на улицах Лондона с использованием радиоактивных материалов другим государством на пространстве Евразии. И, в то время как двусторонние контакты Великобритании и России по проблемам Сирии, Ирана и противодействия терроризму, по необходимости, развивались в последние месяцы, это абсолютно не должно быть для президента Путина поводом для того, чтобы не разбираться с теми, кто был обвинен в убийстве господина Литвиненко. Дипломатические отношения между Соединенным Королевством и Россией не могут быть полностью «перезагружены» – на мой взгляд, вообще не могут быть «перезагружены» – пока никаких действий в отношении господина Литвиненко не предпринято.

Д.Г.: Человек, который прямо обвиняется в том, что он убил Александра Литвиненко – Андрей Луговой – был не только никак не наказан, но, наоборот, наделен статусом депутата Государственной Думы, он имеет парламентскую неприкосновенность. Не свидетельствует ли это о том, что действия Кремля в отношении тех, кто обвиняется в убийстве Литвиненко, прямо противоположны тем, которых вы требуете?

М.П.: Российскому государству следует избегать дальнейших провокаций в дипломатической и политической сфере, а также сфере торговли, провокаций, которые уводили бы от сути этого вопроса, а именно, следующего: правосудие должно свершиться. Лучше всего, конечно, чтобы правосудие свершилось в британском суде, но оно могло бы быть исполнено и в российском суде – не специальном секретном суде, а открытом, где доказательства будут рассмотрены независимыми судьями. Это – моя личная точка зрения, это – не обязательно совершенно правильный путь, может, он даже в некотором смысле половинчатый, но так или иначе, должен быть способ, в ходе которого правосудие будет совершено, и это будет очевидно. Как я уже сказал, сотрудничество с Россией по Сирии, Ирану и контр-терроризму жизненно важно, но это не затмевает того факта, что в Лондоне был убит британский гражданин, убит с помощью ядерных материалов людьми, которые, судя по выводам следствия, работали на российское государство.

Д.Г.: Но для сотрудничества, о котором вы сказали, в особенности, в сфере противодействия терроризму, нужно хоть какое-то доверие между спецслужбами. А в деле об убийстве Литвиненко как раз глава основной российской спецслужбы – ФСБ – обвиняется в том, что он одобрил это убийство. Как же вы собираетесь сотрудничать при таком уровне доверия?

М.П.: Во всех этих вещах, конечно, важны и атмосфера, и суть происходящего. Я думаю, что у очень многих людей в различных политических партиях Британии и у любого правительства Британии, независимо от его политических пристрастий, есть большое желание быть в хороших отношениях со всеми странами и народами. Но, когда Британия была фактически атакована с помощью радиоактивных веществ, и в Лондоне произошло убийство, спонсированное иностранным государством, было бы наивно со стороны кого бы то ни было в Москве предполагать, что британцы – народ и власть Британии – не рассержены и не готовы к конкретным действиям, собственно, конкретные действия и были предприняты. Более того, британское правительство рассматривает возможности того, чтобы предпринять новые действия. Сейчас надо задаваться вопросом – какие действия готов совершить Путин, чтобы как-то смягчить последствия очевидного обвала в наших отношениях, произошедшего после действий, предпринятых российским государством. Это его дело – сделать нечто, чтобы удовлетворило власти Британии и ее народ.

Д.Г.: Появится ли «список Литвиненко», подобный «Списку Магнитского» в Соединенных Штатах, который включит в себя людей, виновных, по мнению британских следователей, в убийстве Александра Литвиненко?

М.П.: Тут проблема есть в том, что в случае появления такого списка для этих людей вступит в силу фактический запрет на перемещения по миру. Я бы этого не делал, я считаю, что пусть они выезжают из страны, пускай они окажутся в месте, где бы они могли быть арестованы по линии Интерпола, и пусть их судят судом присяжных и разбираются, виновны они или нет.

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG