Линки доступности

Людмила Алексеева: «Я, конечно, россиянка. Где родился, там и пригодился»


Людмила Алексеева
Людмила Алексеева

Выдающемуся деятелю российского правозащитного движения – 85 лет

В пятницу 20 июля свое 85-летие отмечает глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева. В этот день она в эксклюзивном интервью «Голосу Америки» рассказала, почему о своем юбилее заранее уведомила московские власти, за что она благодарна Америке, а также поделилась главной мечтой своей жизни.

Родоначальница американской ветви Алексеевых

Виктор Васильев: Людмила Михайловна, от души поздравляем вас с праздником, желаем счастья, здоровья и бодрости духа. Американская родня, надо полагать, уже в сборе?

Людмила Алексеева: Спасибо. Приехали два сына - младший, к сожалению, без жены (это большое для меня огорчение), но с дочкой и сыном, а старший – с женой, дочкой и сыном. И старший мой внук с женой и двумя дочками, моими правнучками. Словом, весь американский десант, за исключением моей любимой невестки, на месте - одиннадцать человек. Я родоначальница американской ветви Алексеевых.

В.В.: Вы подали заявку властям Москвы о предстоящем торжестве. Чем мотивировали свое решение?
«Я никогда в жизни не откажусь от американского гражданства – пусть со мной делают что хотят. Потому что в то время, когда моя страна отнеслась ко мне и к моей семье как мачеха, Америка меня приняла»
Людмила Алексеева, председатель МХГ.

Л.А.: Новым законом. В нем записано, если граждане собираются, стоя или передвигаясь, - при этом не объяснено, по какому поводу, – надо уведомить власти и чтобы было полицейское сопровождение. Я как законопослушный гражданин за две недели подала заявку в связи с моим днем рождения. Гости ведь будут двигаться – и по одиночке, и группами. Вот я предварительно и уведомила полицию: будет скопление народа. Гостей больше двухсот намечается, тянет на митинг.

В.В.: И что вам ответили?

Л.А.: Они мне прислали письмо, в котором разъяснили, что поскольку это частное мероприятие, то ни уведомления, ни полиции не требуется. Но в законе же ничего написано, что если день рождения, то можно… Так слушайте, сегодня мне позвонил полковник Бирюков из Московского ГУВД по связям с общественностью (у меня с ним давние отношения): «Людмила Михайловна, здравия желаю!» Я говорю: «Здравствуйте, Виктор Александрович». «Я вас поздравляю. Вы заявочку подавали?». Я созналась и объяснила, что у меня будут всякие гости, которых хватают «просто за выражение лица». Например, я пригласила Бориса Немцова и Михаила Касьянова. «Я – хозяйка и хочу, чтобы они не у вас сидели, а у меня», - заявляю. Он меня выслушал и выдает: «Знаете, Людмила Михайловна, я на всякий случай все-таки пришлю полицейскую машину. Она скромненько так в переулочке будет стоять». Я говорю: «Виктор Александрович, на ваше усмотрение. Вы человек опытный, знаете, как поступать» (смеется).

«Выяснилось, что Соединенные Штаты - замечательная страна»

В.В.: Вы 13 лет прожили в США, у вас американское гражданство. Как так получилось?

Л.А.: Я уехала как зарубежный представитель Московской Хельсинской группы, потому что власти грозили мне, моему мужу и моим сыновьям, которые мне помогали. Я, как всякая мать и жена, больше боялась за них, чем за себя. Уезжать было очень страшно. 1977-й год, Советский Союз. Тогда мы уезжали навсегда, зная, что никогда не сможем вернуться.

Это очень страшно, потому что здесь оставалась мать, оставались все друзья, вся жизнь оставалась. Мне было почти 50 лет. Языка я не знала. Мой исторический диплом в Америке не признают. Что мне делать в Америке, я не понимала. Выяснилось, что Соединенные Штаты - замечательная страна. Не зная языка, не имея никаких связей, я нашла американцев, которые мне помогали. Потом создалась Американская Хельсинская группа (АХГ), в которой я была консультантом. Американцы очень помогли в организации этой группы и сделали то, что я, конечно, сама бы сделать не смогла. Прошло 5 лет, и в 1982 году я стала гражданином Америки. До того была вовсе без гражданства. Когда мы уезжали, нас лишали советского гражданства. Разумеется, я не хотела, как нормальный человек, быть изгоем.

В.В.: Почему вернулись на родину, как решился вопрос с российским гражданством?

Л.А.: Вдруг случилось то, чего не предполагала ни я и никто, даже самые опытные советологи: рухнул Советский Союз. Но только в 1990-м году мне удалось попасть в Москву, на родину. Именно - удалось, потому что я 6 раз подавала просьбу на въезд в СССР, однако мне отказывали. Советская власть кончилась, а «черные списки» КГБ остались. Я была в этих списках. Потом министр иностранных дел при Горбачеве - Эдуард Шеварднадзе - по просьбе Американской Хельсинской группы разрешил в мае 1990-го мне въезд в страну. После этого я больше находилась в России, чем в Америке. Потому что была консультантом АХГ. К тому же возродилась МХГ. В 1994 году Ельцин издал указ о тех, кто был лишен советского гражданства. Дальше был издан список из ста человек, которые могут получить российское гражданство по облегченной процедуре. Я и мой муж попали в этот список, и мы буквально за 15-минутную процедуру стали гражданами России. Затем я вернулась в Москву. Муж, к сожалению, страдал болезнью Альцгеймера. Ему пришлось на время остаться. Позже я забрала мужа. Продали дом в Америке, купили квартиру в Москве. И с тех пор живу здесь.

В.В.: Вам как правозащитнице не портит жизнь то, что вы имеете двойное гражданство?

Л.А.: Мне часто задают этот вопрос – в основном официальные лица, потому что рядовым гражданам это как-то без разницы – почему у вас двойное гражданство? Не обижайтесь, но мне на самом деле американское гражданство не нужно. Потому что в моем возрасте перелет в Америку уже слишком тяжел. Я туда никогда больше не поеду. Для меня это непосильно.
Кому надо, тот ко мне приедет из Америки. Но я никогда в жизни не откажусь от американского гражданства – пусть со мной делают что хотят. Потому что в то время, когда моя страна отнеслась ко мне и к моей семье как мачеха, Америка меня приняла. И не просто приняла. Я там нашла замечательных людей, которые помогали мне распространять документы МХГ, добиваться освобождения наших политзаключенных и так далее.

Это просто было бы неблагодарностью с моей стороны взять и сказать, что я больше не хочу быть американской гражданкой. Это было бы просто непорядочно. Я, конечно, россиянка. Где родился, там и пригодился. Как только смогла, вернулась на родину. Я работаю ради нее в таком возрасте, в каком люди обычно сидят на пенсии. И буду работать до тех пор, пока будут силы. Именно для своей родины. Потому что главная моя мечта – действительно главная: чтобы в этой стране люди жили лучше, чтобы власти к ним относились как к достойным гражданам, уважали их права. Но Америке спасибо за те годы, которые я провела, и очень осмысленно, здесь: выучила английский, научилась водить машину, написала несколько книг и больше ста статей, помогала людям материально и другими способами.
XS
SM
MD
LG