Судьба иранского ядерного соглашения и мировое сообщество

Политики и эксперты – о решении администрации Трампа о выходе из СВПД

Министр иностранных дел Франции Жан-Ив ле Дриан заявил в среду, что ядерное соглашение с Ираном, известное как «Совместный всеобъемлющий план действий» (СВПД), «еще живо», несмотря на то, что президент Трамп объявил о выходе США из договора.

В интервью радиоканалу RTL, ле Дриан сказал, что президент Франции Эммануэль Макрон и его иранский коллега Хасан Рухани к вечеру среды должны обсудить соглашение, после чего – в понедельник – министры иностранных дел Великобритании, Германии и Франции обсудят ситуацию с иранскими представителями.

В парламенте Ирана заявление Трампа было воспринято в буквальном смысле горячо: возмущенные законодатели прямо на подиуме подожгли листы бумаги с нарисованными на них американским флагом и названием договора СВПД.

Спикер парламента Али Лариджани призвал ядерное ведомство Ирана подготовиться к возобновлению работ в рамках ядерной программы, остановленной согласно договору.

Именно сведения о том, что Иран работал над созданием ядерного оружия, побудили США, Великобританию, Францию, Россию, Китай и Германию к заключению в 2015 году соглашения, установившего для Ирана ограничения, не позволяющие ему разрабатывать ядерные вооружения. Взамен с Ирана были сняты ранее введенные против него санкции.

Трамп официально денонсировал СВПД во вторник, назвав его «ужасной сделкой, выгодной только одной стороне, (сделкой), которая никогда не должна была быть заключена».

Президент также объявил, что Соединенные Штаты немедленно восстанавливают все санкции в отношении Ирана, которые были заморожены в рамках ядерного соглашения, и подписал меморандум, содержащий соответствующие распоряжения федеральным ведомствам США.

СВПД, по словам Трампа, «не принес успокоения, не привел к миру, и никогда этого не сделает». «Мне вполне ясно, что нам не удастся предотвратить создание Ираном атомной бомбы, – добавил президент, подчеркнув, что «Америка не станет заложником ядерного шантажа».

Решение Трампа о выходе из договора сопровождалось призывами сразу нескольких европейских союзников США не делать этого. Вместе с тем такие приверженцы жесткой линии среди администрации, как госсекретарь Майк Помпео и советник по национальной безопасности Джон Болтон, настойчиво призывали президента разорвать соглашение.

Непоименованный высокопоставленный представитель Госдепартамента сообщил прессе, что администрация Трампа за последние несколько месяцев добилась «хорошего прогресса» и «приблизилась» к тому, чтобы заключить дополнительный договор с европейскими партнерами по поводу баллистических ракет и других проблем в регионе. Препятствие на пути к соглашению, по его словам, заключается в статьях, относящихся к сроку действия СВПД, который рассчитан на 13-15 лет. Белый дом не согласен с тем, что, по истечении действия договора, Иран имеет право возобновить ядерную программу в полном объеме.

Израиль, который неофициально считается единственным ближневосточным государством, обладающим ядерным арсеналом, поддержал позицию Трампа по СВПД.

«Израиль выступал против ядерной сделки (с Ираном) с самого начала, потому что она, вместо того, чтобы преградить Ирану дорогу к бомбе, на самом деле прокладывает ему путь к целому арсеналу атомных бомб, – сказал премьер-министр Израиль Биньямин Нетаньяху после заявления Дональда Трампа. «Договор не отодвинул, а, наоборот, приблизил войну. Он не уменьшил иранскую агрессию, а кардинально увеличил ее», – добавил Нетаньяху.

Президент Ирана Рухани заявил, что Тегеран намерен выполнять условия международного пакта. «Я распорядился, чтобы министерство иностранных дел в ближайшие недели провело переговоры с европейскими странами, Китаем и Россией, – сказал Рухани в телеобращении, – Если по окончании этого периода мы придем к выводу, что СВПД будет для нас полезным, и все страны будут с нами сотрудничать, сделка останется в силе».

Бывший президент США Барак Обама, чья администрация проводила интенсивные переговоры, чтобы заключить соглашение с Ираном, сказал, что решение Дональда Трампа ошибочно. «Я считаю, что решение поставить СВПД на грань риска без каких-либо нарушений со стороны Ирана – серьезная ошибка», – отмечается в заявлении Обамы.